Похоронные ритуалы разных народов мира

Похороны — обряд погребения тела умершего человека у многих народов мира, выражающий расставание с человеком.

Погребение

Погребение может быть осуществлено путём предания тела (останков) земле (захоронение в могилу, склеп), или огню (кремация с последующим захоронением праха в погребальной урне в землю или в стену-колумбарий, в шурфе, методом всыпания в могилу, рассеиванием на специальном участке на кладбище, а также развеиванием над водной поверхностью, лесом, в том числе с воздушных судов, космических аппаратов), или воде (затопление в море или иных водоёмах)
 Ингумация (трупоположение)
Ингумация — научный термин, употребляемый в археологической науке для обозначения захоронения тела умершего целиком в почву (в противоположность кремации), или оставления тела на поверхности земли.
Погребение бывает «вытянутое» и «скорченное». При первом покойника помещали в естественном положении на спине, при скорченном — ему подгибали ноги.

 Религиозные традиции

 Православные похороны

Обнесение вокруг храма тела почившего священника после его отпевания (Сретенский монастырь (Москва))
Согласно устоявшейся традиции православных похорон, умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, ненадёванную, иногда весьма дорогую одежду. Клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились иконы), укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, в руку вкладывается крест или икона, на лоб помещается венчик. Похороны совершались на третий день. Особо чтимых умерших несли на руках до самого кладбища.

Все ночи после смерти и до похорон специально нанятая чтица читала Псалтырь и заупокойные молитвы. Вместе с нею в комнате, где находился умерший, бодрствовали местные старики и старухи. После похорон чтице дарили полотенце, на котором лежал Псалтырь.

Особо регламентировались погребальные обряды лиц, причисленных к царской фамилии.

Погребение в исламе
В Коране утверждается, что «ни одному человеку Мы не давали вечной жизни» (аль-Анбия, 34), «Каждая душа вкусит смерть» (аль-Анбия, 35), «Но Аллах не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллах знает о ваших деяниях и воздаст вам за них» (аль-Мунафикун, 11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, поэтому осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина.

Прежде всего умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребёнок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат»: «Ла илаха илла-Ллаху, Мухаммад расулу-Ллахи» («Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха»).
Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк (мир ему), что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин».
Последний долг перед умирающим — дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Желательно давать по каплям священную воду зам-зам или сок граната.

Возле умирающего не принято вести слишком длинный разговор или плакать.
После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд: тело покойного омывают по всем предписанным правилам, затем окутывают его в Кафан (одежда)(саван), подвязывая подбородок, закрывая глаза, выпрямляя руки. Мусульмане никогда не хоронят людей в гробах. Погребение сопровождается чтением определенных молитв. Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его.

Иудейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами
Своеобразный образ жизни евреев основан на определенных представлениях о боге и о месте человека в обществе и во вселенной. Точно так же ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение к богу, к природе и к проблеме добра и зла. Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами, погребальной процессией в сочетании с молчанием или соответствующими речами.

1. Смерть.
Так как в иудаизме особый акцент делается на священности и неприкосновенности жизни у евреев запрещена эвтаназия и любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной. Умирающего человека нельзя оставлять одного. К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента его пребывания на земле. Одна из еврейских заповедей гласит: «Оставайтесь у постели умирающего человека». Если человек в состоянии произнести предсмертную исповедь («видуй»), то ему помогают ее произнести. Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов. Еврей должен знать наизусть слова этой молитвы, поскольку человеку не известно, когда он умрет.

2. Хевра Кадиша (חברה קדישא).
Еще до смерти, в последние часы жизни человека, принято вызывать к нему раввина, чтобы он помог умирающему подготовить себя к достойному уходу из жизни. В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением. Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам. Во многих общинах есть Хевра Кадиша — «Святое братство», похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон. Возле тела всегда должен кто-то находиться, нельзя оставлять его наедине. Также возле тела запрещено есть и пить. Члены этого общества совершают ритуал омовения тела, который сопровождается молитвами. Затем покойного одевают в традиционный саван, предназначенный для похорон, сшитый вручную из белой материи. Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью.

3. Гроб.
Иудаизм не запрещает хоронить умерших в гробу, однако в некоторых местах (например, в Израиле) принято хоронить умерших без гроба. В тех же местах, где принято хоронить в гробу, принято использовать простой деревянный гроб, без украшений, что, как и саван, указывает на равенство всех пред лицом смерти. В дне гроба обычно снимают одну из досок, однако если это невозможно, достаточно, чтобы в гробу была щель длиной в 4 см. Это нужно для того, чтобы тело покойного находилось в непосредственном контакте с землей, поскольку человек, созданный из праха, должен возвратиться в прах. Существует обычай класть в гроб немного земли из Израиля. Не принято смотреть на тело умершего, поскольку человек создан по подобию Бога, а в мертвом теле это подобие нарушена, кроме того, родственники должны запомнить покойного таким, каким он был при жизни, а не его посмертный образ.

4. Погребение.
Похороны должны состояться вскоре после смерти, так как считается, что душа возвращается к богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее. Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти и быстрее оправиться от утраты. Похороны запрещены во время Шаббата и праздника. Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы. Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения. Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землей в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его душа с миром». Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти». После того, как тело скроется под землей, члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды. Они надрывают свою одежду, так, чтобы оголить сердце. Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду. Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери. Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землей. После похорон все моют руки, что является символом очищения.

5. Траур.
Период между наступлением смерти и погребением называется анинут. В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем.

6. Шива.
После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа. Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей. Традиционная часть этой трапезы — сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти. Для близких родственников покойного начинается период траура, который называется шива (семь). Он длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу. В течение этих семи дней скорбящие родственники не пользуются косметикой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия. Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь. Зеркала выносят из дома, поворачивают к стене или закрывают белыми простынями, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия. Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить свое горе. На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников. После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.

7. Шелошим.
После окончания шивы, начинается еще один период траура, который называется шелошим (тридцать). Он продолжается вплоть до тридцатого дня после смерти. В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки. Они не посещают могилу умершего. Эта мера также необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой.

8. Годовщина смерти.
Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника. Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала. Во время установки надгробного памятника читают молитвы. На надгробном памятнике принято писать имя покойного, дату его рождения и дату смерти на иврите, иногда также на местном языке или только на нем. В некоторых общинах принято ставить памятник раньше, например по окончании месячного или одиннадцатимесчного трауного периода, когда заканчивают читать молитву «Кадиш» Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности. Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым; с другой стороны, иудаизм не поддерживает чрезмерный траур, поэтому не принято ходить на кладбище в любое время, а только в годовщину смерти или другие подобные даты. Однако, это не строгий запрет, он лишь призван дать человеку возможность служить Богу в радости, что является основной его задачей в этом мире. Это также одна из причин, по которым запрещено строить кладбище в черте города.

Японские похороны
Ответственность за организацию похорон по обычаю берет на себя старший сын. Похороны в Японии проходят по буддистским обрядам. После смерти губы умершего увлажняют водой. Семейную гробницу укрывают белой бумагой, чтобы уберечь покойного от нечистых духов. Рядом с кроватью умершего ставят небольшой столик, декорированный цветами, благовониямии свечами. На грудь покойного могут положить нож, чтобы также отогнать злых духов.
Тело омывают, а отверстия затыкают хлопком или марлей. Для мужчин последней одеждой служит костюм, а для женщин — кимоно. Хотя иногда кимоно используют и для мужчин, но, в целом, это не особо популярно. Также для улучшения внешнего вида наносят макияж. Затем тело кладут на сухой лед в гроб, туда же помещают белое кимоно, сандалии и шесть монет, для того, чтобы пересечь реку Сандзу; также в гроб кладут вещи, которые покойный любил при жизни (например сигареты или конфеты). Далее гроб устанавливают на алтарь так, чтобы голова смотрела на север или на запад (так преимущественно поступают буддисты, чтобы подготовить душу для путешествия в Западный Рай).
Несмотря на то, что в прежние времена на похороны было принято одевать белые одежды, сейчас на отпевание люди приходят в черном. Гости могут принести в знак соболезнования деньги в специальном конверте. Более того каждый приглашенный гость дарит подарок, стоимость которого составляет половину или четверть денег, которые он преподносит. Близкие родственники могут остаться и отслужить в течение ночи вигилию.
Сами похороны обычно проходят на следующий день после отпевания. Во время церемонии покойному присваивается новое буддийское имя — каймё (яп. 戒名 каймё:). Это позволяет не тревожить душу умершего, когда упоминается его настоящее имя. В конце церемонии, до того, как гроб поместят в украшенный катафалк и отвезут в крематорий, гости и родственники могут возложить к голове и плечам покойного цветы.
В крематории тело помещают на лоток и затем семья наблюдает за тем как оно исчезает в камере. Кремация обычно длится около двух часов и семья обычно возвращается к ее окончанию. Затем из родственников выбираются двое, которые с помощью больших палочек перемещают кости из праха в урну (или по некоторым данным, сначала кости передаются из одних палочек в другие, а затем в урну). Это единственный (!) случай, когда в Японии люди касаются палочками одного и того же предмета. Во всех других случаях передача предмета из палочек в палочки будет напоминать окружающим похороны и воспримется как грубейшая бестактность.
Наиболее распространенная форма захоронения в Японии — это семейные могилы. Помимо каменного монумента, они включают в себя место для цветов, фимиам, воду перед монументом и крипту для праха. Имена покойных зачастую, но не всегда, наносят на переднюю часть памятника. Если один из супругов умирает раньше второго, то имя живущего может быть также выгравировано на надгробии, но иероглифами красного цвета, который означает, что он еще жив. После его смерти и захоронения, красные чернила смываются.Фотографию умершего обычно помещают около семейного алтаря или на нем.
Поминальные службы зависят от местных обычаев.

Традиции народов мира
Из Авесты известен жутковатый обряд похорон в V—VII вв. до н. э. в открытых ямах (Персия, Согдиана) с фиксацией веревками конечностей покойного на кольях — чтобы звери не растащили останки.
Диодор Сицилийский за 30 лет до н. э. сделал запись о галлах: «…при погребении покойников некоторые бросают в погребальный костер письма, написанные для своих умерших ближних, словно покойные будут читать их»
Спустя 200 лет Апулей отмечал, что «умирающий бедняк должен запастись деньгами на дорогу, потому что, если нет у него случайно в наличии меди, никто не позволит ему испустить дух». Примерно в то же время Корнелий Тацит описал похороны у германцев: «Похороны у них лишены всякой пышности; единственное, что они соблюдают, это — чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предаётся огню только его оружие, иногда также и его конь. Могилу они обкладывают дёрном. У них не принято воздавать умершим почёт сооружением тщательно отделанных и громоздких надгробий, так как, по их представлениям, они слишком тяжелы для покойников. Стенаний и слёз они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам приличествует оплакивать, мужчинам — помнить»
Титмар из Мерзебурга сообщает, что в 1005 году решением Дортмундского собора введён новый порядок проведения обряда в зависимости от статуса покойного
В XII веке в арабском мире по сообщению Ибн Джубайра существовала традиция, весьма сходная с русской образца XVII века: «У жителей Дамаска и других городов этой страны имеются странные обычаи при совершении ими погребального шествия. А именно: они идут впереди покойника вместе с чтецами, которые читают Коран жалобными голосами; при этом раздаётся пение, вызывающее слёзы»
Если людей богатых и людей Дома (из семьи пророка Мухаммеда) хоронили в гробницах, то, по сообщению того же Ибн Джубайра, никаких надмогильных плит над рядовыми членами общества не ставилось: «Упомянутая равнина (около Каира) кажется глазу сгорбленной из-за могил, подобных горбам верблюдов, без сооружений на них»
На о. Пасхи «позади аху находятся крематории, содержащие останки тысяч человек. Обычай кремации — по данным Джареда Даймонда — является уникальным для Полинезии, на всех остальных островах умерших погребали в земле»
Традиция кремации покойников сохранилась и у народов Балтии вплоть до XV века, в XVI веке, по сообщению Франца Ниенштедта, «cвоих умерших они (ливонцы-балты) хоронили в особенных местах, обложенных камнями; покойников провожали верхом с едой и питьём. Если не шёл дождь, то они приносили на священное место козла или нечто подобное, и бочку пива…»
В XVII веке в Персии покойников секты аврамлян ставили вертикально около мечети на некоторое время, и только затем хоронили, в Ливонии (у эстонцев) не было редкостью, когда в гроб клали предметы быта (например, иголку с ниткой)
По информации от Н. Я. Бичурина в XIX в Китае «по окончании большого одевания кладут покойника в гроб лицом кверху и накрывают одеялом. Боковые в гробе промежутки наполняют мягкою писчею или хлопчатою бумагою, а сверху накрывают красною шёлковою материею, которая называется гробовым покрывалом. Гробовую крышку прибивают деревянными гвоздями, а пазы замазывают лаковою замазкою, что называется замазывать пазы. Перед гробом ставят опрокинутую лоханку, а под нею кантарную гирю, которая называется гнетом, в том смысле, что она придавляет, то есть уничтожает искушения (Как то: умерший не может вставать и проч.)… Покойников погребают в течение седьми седьмиц, или ста дней. Но если в продолжение сего времени не найдут удобного места для похорон, то строят в избранном месте хижину и в ней ставят гроб. Это называется ни время поставлять»

В этом разделе Вы найдете полезную информацию о том, как пережить трагедию близкого и родного человека: советы и рекомендации психологов по преодолению стресса и депрессии. Информацию о том, что делать, куда звонить. Кроме того, сможете узнать о церковных обрядах и праздниках, ритуалах некоторых религий мира, найдете статьи, посвященные отношению человечества к жизни и смерти у разных народов в разные времена и многое другое.
Поделиться
Почтите память близкого и родного человека, оставьте слова благодарности ему. Расскажите о нём другим людям и сохраните светлую память навечно! Совершенно бесплатно:
Создать страницу памяти