Смысл жизни

Размышления о смысле жизни

О смерти и смысле жизни написано и сказано немало и добавить к этому что-то действительно важное и новое, казалось бы, уже нечего. Но, согласитесь, тема на самом деле емкая и поэтому сегодня мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, какие мысли его посещают и посещают ли вообще. На самом деле мысли о смерти в нашей жизни столь малы, что мы подчас о ней и не задумываемся. А если и думаем, то очень редко и зачастую думаем о том, что же будет дальше, после нашей смерти. Психологи объясняют это тем, что смерть вытесняется из нашей психики и нашего сознания. То есть мысли о смерти присутствуют в нашем сознании по принципу слов блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни».

Но чтобы мы не говорили, в психологическом плане смерть непосредственно встречается с жизнью. Причем встречается не где-то на периферии коллизий психической реальности, а едва ли не центральном месте, которое мы привыкли называть проблемой смысла жизни.

Смысл чего-то не есть предмет, слово или название. Смысл – это отражаемая связь между различными предметами. Как правило, это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять, зачем Вы читаете эту статью, исходя лишь от самой статьи, невозможно. В этом случае Вы должны выйти за границы этой статьи, и тогда Вы сами почувствуете, что кто-то читает статью, чтобы получить знания, кто-то, чтобы написать диссертацию на её основе и т. д. То есть в каждом конкретном случае Вы должны выйти из данной ситуации и получить в итоге ситуацию более широкую и значимую.

Смысл жизни как проблема, как вопрос может быть поставлен лишь тогда, когда мы отнесем его к чему-то, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь и происходит реальная встреча жизни со смертью. И когда мы говорим о смыслах, то речь идет не о некоторых декларациях, которые человек произносит, а о самой настоящей внутренней субъективной реальности. Смысл – это суверенная территория души, который нельзя навязать или преподать. Истине нельзя научиться, её можно только пережить.

Когда жизнь встречается со смертью? В онтогенезе (в ходе индивидуального психического развития) это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни – это вечная постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа и острота высвечивания этой проблемы приходится переломные моменты нашей жизни.

У Маршака есть стихотворение «Четыре года без смерти», в котором он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, а в четыре года он вдруг осознал, что когда-то умрет, конечно не сейчас и не здесь, но в бесконечном пространстве-времени он обязательно когда-то умрет. Он очень горько это переживал, плакал.

После смерть стучится в наши мысли в 9-10 лет. Это довольно таинственный возраст, когда человека часто сопровождают тяжелые болезни, приближающие его на грань смерти. Если изучить биографии многих людей, то мы увидим, что в этом возрасте  многие из них были тяжело больны.

Затем идет подростковый возраст, который ещё более драматичен. Главный драматизм в этот период заключается в том, что именно в этом возрасте мы в полной мере понимаем, что МЫ СМЕРТНЫ. Именно в подростковом возрасте появляются мысли о самоубийстве и случаи наложения рук на самого себя, появляются первые игры на грани между жизнью и смертью. И, как известно, подростковый возраст – это наиболее возвышенный, философский возраст, когда мы решаем проблемы, которые связаны со всем нашим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, в 30-летнем возрасте нас постигает некий кризис возраста. За ним с периодичностью в 10 лет идут кризисы смысла жизни в 40, 50 лет, и т. д.

Говоря об этом можно вспомнить запись 51-летнего Толстого в «Исповеди», в которой он пишет: «две мыши – белая и черная – то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Помимо возрастных закономерностей, в решении вопросов о смысле жизни существуют и структурные закономерности, которые тесно связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно выделить эгоцентрический уровень, когда человек воспринимает себя как центр всего, а все люди вокруг лишь выполняют служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают, то они хорошие, если же не помогают, то таких людей можно назвать врагами. Смерть на этом уровне воспринимается нами как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. А это значит, что смысл жизни рассматривается нами как увеличение суммы своих достижений вне зависимости от достижений и благ окружающих нас людей.

Смерть такого человека уничтожает его, все вокруг после его смерти становится бессмысленным.

Следующим важным уровнем смысла жизни является группоцентрический уровень, когда центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение на этом уровне к другим тесно зависит от принадлежности или непринадлежности человека к этой группе. Если человек принадлежит к этой группе, то человек достоин любви, жалости, сожаления и снисхождения. Если не принадлежит к группе, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая – жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» Здесь главный смысл жизни заключается в том, чтобы существовал определенный «кусок» общности. Он может быть разным – от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически – это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень - просоциальная. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот, который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело – в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступень – это ступень духовная или эсхатологическая, когда человек начинает рассматривать себя как существо, связанное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом и смерть воспринимается не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. Только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, который не подвержен уничтожению фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть смело можно назвать козырной картой религии, в частности христианства. Потому что другие подходы не могут побить эту козырную карту.

Если говорить о медицине, то она не может существовать вне концепции жизни и смерти. Более того она начинается с этой концепции, а если бы не было этой концепции, то это была бы уже не медицина вовсе, какими бы инструментами она ни обладала. Не стоит забывать, основы медицины были заложены Гиппократом и его небезызвестной клятвой. В клятве речи ни слова о каких либо инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач – это не обычная профессия, а профессия особая, в которую входят люди с особым призванием и сознанием.

Возьмем любое проявление современной медицины. Дети в больнице не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение.

Все это соответствует уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, так как в центре больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы был ребенок, то тогда все было бы иначе. Потому что задача врача и больницы, где находятся лечащиеся дети – сделать так, чтобы дети там жили, а не просто проходили лечение.

Сегодня лечение – это основа больничного распорядка, к которому подстраивается жизнь больного ребенка. А должно быть с точностью наоборот. В центре должна быть жизнь ребенка, ее смысл. Лечение должно стать средством, «которое должно пристраиваться » и соответствовует смыслу жизни ребенка.

И такие больницы существуют. У нас их конечно нет, но за границей довольно много. В такой больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, смеяться и шутить. Он не будет прикреплен за родителями.

Все эти вопросы ключевые. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым нужно манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.

В этом разделе Вы найдете полезную информацию о том, как пережить трагедию близкого и родного человека: советы и рекомендации психологов по преодолению стресса и депрессии. Информацию о том, что делать, куда звонить. Кроме того, сможете узнать о церковных обрядах и праздниках, ритуалах некоторых религий мира, найдете статьи, посвященные отношению человечества к жизни и смерти у разных народов в разные времена и многое другое.
Поделиться
Почтите память близкого и родного человека, оставьте слова благодарности ему. Расскажите о нём другим людям и сохраните светлую память навечно! Совершенно бесплатно:
Создать страницу памяти