Иларион (Огиенко)

Иларион (Огиенко) — Биография

Иларион (в миру Иван Иванович Огиенко; польск. Iwan Ohijenko; 2 (14) января 1882, местечко Брусилов, Киевская губерния — 29 марта 1972, Виннипег, Канада) — епископ Польской Православной Церкви, впоследствии предстоятель Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде (1951—1972); украинский учёный, политический и церковный деятель.

Детство и образование

Родился 2 января (14 января по новому стилю) 1882 года в местечке Брусилове Киевской губернии в семье бедных крестьян, потомков старинного казацкого рода.

Получил образование в киевской военно-фельдшерской школе, сдал экзамены за курс классической гимназии. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета Св. Владимира в 1909 году, где занимался в филологическом семинаре профессора В. Перетца. Учился на Высших педагогических курсах. Доктор философии (1931; университет Брно, Чехословакия, за труд: «Українська літературна мова 16 ст. і Крехівський Апостол 1560 р.»).

Учёный и политик

Преподавал в Киевском коммерческом институте. В 1915—1918 годах — приват-доцент кафедры языка и литературы Киевского университета.

Огиенко занимался историей восточнославянского ударения, современным русским и украинским ударением. До революции вышел «Словарь ударений в русском языке и правила русского ударения», 1911, 2-е изд. 1914.

В 1917—1918 годах сыграл значительную роль в украинизации учебных заведений. 14 января 1918 года выступил на Всеукраинском церковном соборе с докладом «Возрождение украинской церкви», в которой выступал сторонником церковной самостоятельности Украины. Однако большинство участников Собора высказались за единство с Русской церковью. С 1918 года — профессор кафедры истории украинской культуры Киевского украинского университета. Был членом украинской партии социалистов-федералистов (левоцентристской ориентации).

В 1918 году — основатель и первый ректор Каменец-Подольского украинского университета (открыт 22 октября 1918 года). Был сторонником Симона Петлюры и занимал руководящие посты в правительствах Украинской народной республики (фактическим лидером которой был Петлюра). В 1919 году — министр просвещения Украины в правительствах Владимира Чеховского и Сергея Остапенко. В 1919—1920 годах — министр вероисповеданий в правительствах Исаака Мазепы и Вячеслава Прокоповича. В качестве министра выступал сторонником украинизации образования и организации украинской церковной автокефалии.

В 1920 году, после отъезда украинской Директории (высшего органа власти страны) из Каменец-Подольска оставался в нём в качестве главноуполномоченного правительства (то есть высшего должностного лица на территории Украины). После занятия Каменец-Подольска большевистскими войсками эмигрировал в Польшу.

Эмиграция в Польше

С 1920 года жил в городе Тарнове, где основал издательство «Украінська Автокефальна Церква», выпускавшей брошюры и небольшие по объёму книги, автором которых был сам Огиенко. Активно сотрудничал с униатской церковью. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «православный по вероисповеданию, он считал, однако, возможным причащаться у униатов». Регулярно печатал свои труды в униатской типографии в Жолкве.

В 1921 году был членом совета республики, а до 1924 года — министром в правительстве Украинской народной республики в эмиграции. С 1922 года — действительный член Научного товарищества им Т. Шевченко.

С 1924 года преподавал украинский язык в Львовской учительской семинарии, в 1926—1932 годах — профессор церковнославянского языка и палеографии на православном богословском факультете Варшавского университета. Был уволен польскими властями как активный сторонник украинизации православной церкви. Редактировал в Варшаве журналы «Рідна мова» (1933—1939) и «Наша культура» (1935—1937), которые способствовали популяризации украинской культуры, единых норм украинского языка среди украинцев, живших за пределами УССР, выступал против русификации в УССР.

Выступал в качестве творца новой научной дисциплины — палеотипии, понимаемой им как отрасль знания о книгах старой печати («стародруках»).

Архиерей

Овдовел в 1937 году — после смерти супруги, Доминики Даниловны.

9 октября 1940 года в Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре митрополитом Дионисием (Валединским), главой Польской Православной Церкви был пострижен в монашество с именем Иларион.

Через несколько дней на соборе украинских епископов хиротонисан во епископа Холмского и Люблинского (Подляшского) Польской автокефальной православной церкви. 19 октября того же года возведён в сан архиепископа. В качестве архиерея организовывал украинскую церковь на Холмщине с помощью введения украинского языка в богослужение.

После начала Великой отечественной войны и создания Рейхскомиссариата Украина стал епископом Украинской Автокефальной Православной Церкви в ведении архиепископа Поликарпа (Сикорского), но стремился к обособлению.

Произнёс сотни проповедей, многие из которых были изданы. Основал в епархии типографию и издательство, большую епархиальную библиотеку, насчитывавшую десятки тысяч томов. В этот же период написал множество стихотворных (писал стихи с юных лет) и прозаических произведений, в основном духовно-назидательного содержания.

16 марта 1944 года возведён в сан митрополита.

В 1944 году в связи с отступлением немецких войск эмигрировал в Словакию, затем в Швейцарию (жил в Лозанне), в 1947 году переехал в Канаду.

В 1951 году на Чрезвычайном соборе неканонической «Украинской Греко-Православной Церкви в Канаде» в Виннипеге был избран главой этого религиозного объединения с титулом митрополита Виннипегского.

Приложил немало сил для организации украинской национально-культурной и религиозной жизни в Канаде. Основал Богословское товарищество (ныне Богословское товарищество митрополита Илариона), осуществил реорганизацию богословского факультета Манитобского университета, превратив его в Коллегию имени св. Апостола Андрея, готовившую священников для украинских автокефалистов в эмиграции. Создал Научно-богословское товарищество, которое вело активную научно-исследовательскую и издательскую деятельность. Возобновил издание и продолжил редактирование научно-популярного журнала «Наша культура» (1951—1953, с 1954 года — «Віра і культура»).

Каноничность данной церковной группы не была признаваема ни одной из поместных православных церквей до 1990 года, когда эту проблему удалось решить переходом канадской паства митрополита Илариона под омофор Константинопольского Патриарха на правах автономной митрополии.

Владелец страницы: нет