Образцова Елена Васильевна
Образцова Елена Васильевна

Образцова Елена Васильевна — Биография

Еле́на Васи́льевна Образцо́ва (07.07.1939, Ленинград, РСФСР, СССР — 12.01.2015, Лейпциг, Германия) — советская российская оперная певица (меццо-сопрано), одна из ведущих солисток Большого театра СССР, актриса, вокальный педагог. Народная артистка СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1976).

Искусствовед М.В. Пескова так представляет певицу Елену Образцову в своей статье: «Великая певица современности, чьё творчество стало выдающимся явлением мировой музыкальной жизни. Обладает безупречной музыкальной культурой, блистательной вокальной техникой. Её насыщенное, наполненное чувственными красками меццо-сопрано, интонационная выразительность, тонкий психологизм и безусловный драматический талант заставили весь мир говорить о её воплощении партий Сантуццы („Сельская честь“), Кармен, Далилы („Самсон и Далила“), Марфы („Хованщина“). После её выступления в „Борисе Годунове“ на гастролях Большого театра в Париже знаменитый импресарио Сол Юрок, работавший ещё с Ф.И. Шаляпиным, назвал её певицей экстра-класса. Зарубежная критика относит её к „великим голосам Большого“. В 1980 году певице присуждена премия итальянского города Буссето „Золотой Верди“ за выдающееся исполнение музыки великого композитора».

Елена Васильевна Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье Василия Михайловича Образцова (1905—1989) и Натальи Ивановны Образцовой (1913—1994). Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.

У её отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. В семье Образцовых часто звучала музыка. Петь Елена начала рано, ещё в детском саду. Поначалу её отличало лёгкое, подвижное колоратурное сопрано, которое со временем трансформировалось в контральто.

В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по её рекомендации в 1957 году Елена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградскую государственную консерваторию (ЛГК) имени Н. А. Римского-Корсакова. На выпускном экзамене в консерватории Образцова получила оценку 5+. Такую оценку по вокалу в Ленинградской консерватории в последний раз ставили в 1924 году.

В 1964 году окончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу профессора Антонины Андреевны Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). «Она очень тактична, аккуратна как человек и музыкант, — говорит Образцова. — Мне всё хотелось сделать скорей, петь сразу большие арии, сложные романсы. А она настойчиво убеждала, что без постижения „азов“ вокала ничего не выйдет... И я пела упражнения за упражнениями и лишь иногда — маленькие романсы. Потом настала очередь более крупных вещей. Антонина Андреевна никогда не наставляла, не поучала, а всегда стремилась к тому, чтобы я сама высказывала своё отношение к исполнявшемуся произведению. Первым моим победам в Хельсинки и на конкурсе имени Глинки радовалась не меньше меня самой...».

В 1962 году Елена Образцова получает в Хельсинки свою первую награду, золотую медаль и звание лауреата, и в том же году побеждает в Москве на II Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. На заключительном концерте конкурса присутствуют солист Большого театра П. Г. Лисициан и заведующий оперной труппой Т. Л. Черняков, которые пригласили Образцову прослушаться в театре. Так в декабре 1963 года, ещё будучи студенткой, Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов». С особым волнением вспоминает певица об этом событии: «Я вышла на сцену Большого театра без единой оркестровой репетиции. Помню, как я стояла за кулисами и говорила себе: „„Борис Годунов“ может идти и без сцены у фонтана, и я не выйду ни за что, пускай закроется занавес, я не выйду“. У меня было совершенно обморочное состояние, и если бы не паны, которые под руки вывели меня на сцену, может быть, действительно в этот вечер сцены у фонтана и не было бы. У меня нет никаких впечатлений о моём первом спектакле — только одно волнение, какой-то огненный шар рампы, а остальное всё было в беспамятстве. Но подсознательно я чувствовала, что пою правильно. Публика приняла меня очень хорошо...»

В 1964 году, во время первых гастролей Большого театра на сцене миланского театра «Ла Скала», выступила в партии Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в главных партиях.

В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую партию Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил её в статусе звезды мировой оперы.

Примечательным было её выступление в барселонском театре «Лисео» в декабре 1974 года, где были показаны четыре спектакля «Кармен» с разными исполнителями ведущих партий. Образцова одержала блестящую творческую победу над американскими певицами — Джой Дэвидсон, Розалинд Элайс и Грейс Бамбри.

«Слушая советскую певицу, — писал испанский критик, — мы еще раз имели возможность убедиться в том, сколь многогранна, эмоционально многопланова, объемна роль Кармен. Ее коллеги по выступлению в этой партии убедительно и интересно воплощали в основном какую-то одну сторону характера героини. У Образцовой образ Кармен предстал во всей сложности и психологической глубине. Поэтому можно смело сказать, что она является самым тонким и верным выразителем художественной концепции Бизе».

М. Жирмунский пишет: «В „Кармен“ она исполняла песню фатальной любви, невыносимой для слабой человеческой природы. В финале, двигаясь легкой походкой через всю сцену, ее героиня сама бросается на вынутый нож, воспринимая смерть как избавление от внутренней боли, непереносимого несовпадения мечты и реальности. По-моему, в этой роли Образцова совершила не оцененную пока революцию оперного театра. Одной из первых она сделала шаг к концептуальной постановке, которая в 70-е годы расцвела в феномене режиссерской оперы. В ее уникальном случае концепция всего спектакля исходила не от режиссера (а им был сам Дзеффирелли), а от певицы. Оперный талант Образцовой — прежде всего театральный, именно она держит в руках драматургию спектакля, навязывая ему свое измерение...»

Сама Образцова говорит: «Моя Кармен родилась в марте 1972 года в Испании, на Канарских островах, в небольшом театре „Перес Гальдес“. Я думала, что никогда не спою Кармен, мне казалось, что это не моя партия. Когда я впервые выступила в ней, то по-настоящему пережила свой дебют. Я перестала себя чувствовать артисткой, в меня словно вселилась душа Кармен. И когда в финальной сцене я падала от удара навахи Хозе, мне вдруг стало безумно себя жаль: отчего же это я, такая молодая, должна умирать? Потом, как в полусне, до меня донеслись крики зрителей и аплодисменты. И они вернули меня к действительности».

В 1975 году певица была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен. Эту партию Образцова исполняла позднее на сценах Праги, Будапешта, Белграда, Марселя, Вены, Мадрида, Нью-Йорка.

В 1975 году Образцова выступила в «Трубадуре» Верди — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В октябре 1976 года в «Аиде» Верди Образцова дебютирует в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера». «Зная советскую певицу по предыдущим выступлениям в Соединенных Штатах, мы, конечно, многого ожидали от ее исполнения партии Амнерис, — писал один из критиков. — Действительность, однако, превзошла даже самые смелые прогнозы завсегдатаев „Метрополитен“. Это был настоящий триумф, которого американская сцена не знала долгие годы. Она ввергла аудиторию в состояние экстаза и неописуемого восторга своим захватывающим исполнением роли Амнерис». Другой критик безапелляционно заявлял: «Образцова — самое яркое открытие на международной оперной сцене за последние годы». В 1977 году Образцова выступила в партии Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».

Пела на многих известных музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 г. — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 г. — Эболи). Была приглашена Франко Дзеффирелли на партию Сантуццы в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съёмок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо». Много гастролировала за рубежом Образцова и в дальнейшем.

В 1973—1994 годах Образцова преподавала в Московской государственной консерватории (МГК) имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.

Елена Образцова выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижёр-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию Шарлотты. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Весёлая вдова» (экранизация оперетты Ф. Легара), «Моя Кармен» и «Сельская честь», имела обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др. Любимейшими и великими партнёрами Образцова называла теноров Владимира Атлантова и Пласидо Доминго. Из дирижёров Образцова особо выделяла работу с Даниэлем Баренбоймом и Гербертом фон Караяном.

В 2000 году Образцова дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда. В одах состоялись её выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.

В возглавляла оперную труппу Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге Елена Образцова руководила культурным центром, названным её именем, где работала с молодыми исполнителями. В Москве функционирует Фонд Елены Образцовой — благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.

Преподавала в Токийской музыкальной академии, читала лекции на японском языке. Образцова владела также итальянским и французским языками.

Масштабная творческая деятельность певицы и её заслуги перед российской и мировой музыкальной культурой нашли отражение в многочисленных публикациях музыковедов и искусствоведов. Была почётным членом Пушкинской академии (1995), академиком Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (1999), академиком Академии российского искусства (1999), членом Международного общества друзей Русского музея (1998).

С 2014 года Образцова страдала от лейкемии, из-за нездоровья был отменён её запланированный концерт в Кремле 11 декабря. С середины ноября проходила курс лечения в клинике Лейпцига, где был найден подходящий донор и где была проведена операция по пересадке костного мозга. Операция не принесла ожидаемого эффекта, поскольку ослабленный организм 75-летней пациентки не отреагировал должным образом. В конце 2014 года певицу в Германии навестили её давние друзья Иосиф Кобзон и Валентина Терешкова.

Елена Васильевна Образцова скончалась 12 января 2015 года в Лейпциге, где проводила зиму и проходила лечение по настоянию врачей.

Церемония прощания проходила 14 января 2015 года в Большом театре России. 15 января 2015 года отпевание в Храме Христа Спасителя возглавил председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов). В этот же день певица была похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.

Семья:

Первый муж (развелись) — Вячеслав Петрович Макаров (род. 1938) — физик-теоретик, доцент кафедры ФН4 в МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Второй муж — Альгис Марцелович Жюрайтис (1928—1998) — дирижёр Большого театра, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Дочь — Елена Вячеславовна Макарова (род. 1966), певица, оперный голос барокко, ученица Монтсеррат Кабалье (оперная певица (сопрано), Испания). Внук — Александр Макаров (род. 1988), внучка — Элия.

Владелец страницы: Киреева Евгения Николаевна
Поделиться