Рози Франческо — Биография
Франче́ско Ро́зи (итал. Francesco Rosi; 15.11.1922 — 10.01.2015) — итальянский кинорежиссёр, сценарист, классик итальянского киноискусства. Призёр крупнейших мировых кинофестивалей: Каннского, Венецианского, Берлинского и Московского. Кавалер Большого креста Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», Кавалер Ордена Почётного легиона Франции.
Франческо Рози — классик итальянского киноискусства, один из самых награждённых кинорежиссёров Италии второй половины XX века: в его творческом активе находились призы Каннского, Венецианского, Берлинского и Московского кинофестивалей, премии Британской и Итальянской киноакадемий. Самые прославленные киноработы Рози — остросоциальные притчи «Сиятельные трупы» (1976), «Христос остановился в Эболи» (1979) и «Три брата» (1981).
Франческо Рози родился 15 ноября 1922 года в Неаполе, где и провёл своё детство. В 1943 году был арестован вместе с сокурсниками университета за выступления против нацистов. После того, как ему удалось бежать, Рози скрывался в Тоскане, установив связь с движением Сопротивления. С 1944 года работал на радио.
Вскоре Лукино Висконти пригласил его ассистентом режиссёра для съёмок фильма «Земля дрожит» (1948). В дальнейшем Рози работал ассистентом Антониони («Побеждённые»), Висконти («Чувство»), Моничелли и Эммера.
Дебютировал как режиссёр экранизацией пьсы «Кин, или Гений и беспутство» Александра Дюма-отца, впрочем переработанной Сартром, с Витторио Гассманом в главной роли. В 1958 году Рози получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля за фильм «Вызов» об истории неаполитанца Вито Поллара. С этой картины основной темой творчества Рози становится неаполитанская мафия. В фильме «Сальваторе Джулиано» (1961) сицилийские крестьяне вступают в противостояние с мафией. Фильм «Руки над городом» (1963), в котором снялся Род Стайгер, рассказывает о деятельности строительного синдиката. «Жила-была...» (1967) — единственная картина, в которой Рози ушёл от реальности, чтобы снять киносказку с летающими ведьмами, добрыми волшебницами, чудесными клёцками, принцем и бедной крестьянской девушкой (роль которой играла Софи Лорен), полюбивших друг друга, и свадебным пиром в финале.
Первая половина 70-х годов в творчестве Рози тесно связана с политическим кинематографом. Круг его тем довольно широк: первая мировая война в ленте «Люди против» (1970), коррупция в итальянской промышленности в картине «Дело Маттеи» (1972, Главный приз МКФ в Каннах), судьба знаменитого итальянского капомафия Лаки Лучано в фильме «Лаки Лучано» (1973), наконец, «Сиятельные трупы» (1976), где коррупция, уголовщина в верхних эшелонах власти становятся предметом глубокого социального анализа. Рози как никто другой дотошен в построении реалистичной картины происходящего, уделяя большое внимание точности фактов и внутреннему психологизму героев. Он никогда не поступается реализмом, в котором не находится места иллюзиям.
Спад политической борьбы во второй половине 1970-х годов повлиял и на творчестве Рози. Тематика его картин становится шире, фильмы становятся более поэтическими, обретая универсалистский гуманизм: «Христос остановился в Эболи» (1979, Главный приз МКФ в Москве), экранизация романа Карло Леви — живописное полотно о судьбе писателя-антифашиста, сосланного в богом забытый город посреди Апеннин; «Три брата» (1981) по мотивам повести Андрея Платонова «Третий сын»; наконец, «Кармен», опера, в которой тема любви и предательства звучит в новом для Рози музыкальном жанре.
С начала 90-х годов Рози практически полностью погружается в театральную режиссуру, сняв всего несколько фильмов — «Неаполитанский дневник» и «Перемирие».
Творческий путь Франческо Рози отмечен многократным сотрудничеством с выдающимся итальянским кинооператором Паскуалино де Сантисом («Смерть в Венеции» реж. Висконти) — 14 совместных фильмов, а также с одним из лучших кинодраматургов мира Тонино Гуэрра — 11 фильмов.
«Когда-нибудь мы будем изучать историю Италии по фильмам Рози». (Тонино Гуэрра)
92-летний Франческо Рози скончался в Риме 10 января 2015 года, спустя три года после получения им почётного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за жизненный вклад в мировое киноискусство.
Фильмография:
1956 — Кин / Kean
1958 — Вызов / La Sfida
1959 — Вязальщицы / I Magliari
1962 — Сальваторе Джулиано / Salvatore Giuliano
1963 — Руки над городом / Le Mani sulla cittá
1965 — Момент истины / Il Momento della verità
1967 — Жила-была... / C’era una volta…
1970 — Люди против / Uomini contro
1972 — Дело Маттеи / Il Caso Mattei
1973 — Лаки Лучано / Lucky Luciano
1976 — Сиятельные трупы / Cadaveri eccelenti
1979 — Христос остановился в Эболи / Cristo si è fermato a Eboli
1981 — Три брата / Tre fratelli
1984 — Кармен / Carmen
1987 — Хроника объявленной смерти / Cronaca di una morte annunciata
1989 — 12 режиссёров о 12-ти городах / 12 registi per 12 città
1990 — Забыть Палермо / Dimenticare Palermo
1992 — Неаполитанский дневник / Diario napoletano
1997 — Перемирие / La Tregua
Награды:
Государственные:
* Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» — Великий офицер (27.04.1987), Кавалер Большого креста (02.06.1995)
* Кавалер Ордена Почётного легиона Франции (04.03.2009)
Кинематографические:
* Венецианский кинофестиваль (Италия) — Специальный приз жюри (1958, «Вызов»), Золотой лев (1963, «Руки над городом»), Приз имени Пьетро Бьянчи (1989), Золотой лев за вклад в мировой кинематограф (2012)
* Приз Давид ди Донателло (Италия) — Лучший режиссёр (1965, «Момент истины»), (1976, «Сиятельные трупы»), (1979, «Христос остановился в Эболи»), (1981, «Три брата», лучший режиссёр и лучший сценарий, совместно с Т.Гуэрра), (1985, «Кармен»), (1997, «Перемирие»)
* Премия Nastro d'Argento (Серебряная лента) (Италия) (1959, «Вызов», 1963, «Сальваторе Джулиано», 1981, «Три брата»)
* Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне (Испания) — Серебряная раковина — Особое упоминание (1960, «Вязальщицы»)
* Берлинский кинофестиваль (Германия) — Серебряный медведь (1962, «Сальваторе Джулиано»), Почётный Золотой медведь (2008)
* Каннский кинофестиваль (Франция) — Золотая пальмовая ветвь (1972, «Дело Маттеи»)
* Московский международный кинофестиваль (Россия) — Золотой приз (1979, «Христос остановился в Эболи»)
* Британская академия (Великобритания) — Лучший фильм на иностранном языке (1983, «Христос остановился в Эболи»)
* Международный кинофестиваль в Локарно (Швейцария) — Почётный леопард за особый вклад в кинематограф (2010)