Ажикмаа-Рушева Наталья Дойдаловна
Ажикмаа-Рушева Наталья Дойдаловна
20.11.1926 — 07.01.2015

Ажикмаа-Рушева Наталья Дойдаловна — Биография

Ната́лья Дойда́ловна Ажикма́а-Ру́шева (имя при рождении Ажикмаа Салчак; 20.11.1926, Тувинская Народная Республика — 07.01.2015, Москва, Россия) — советская балерина, одна из первых тувинских балерин. Мать рано ушедшей из жизни юной художницы Нади Рушевой.

Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева родилась 20 ноября 1926 года в местечке Уш-Кожээ на территории Пий-Хемского района Тувы (по другим данным родилась в селе Сесерлиг в Туве).

При рождении ей было дано имя Ажикмаа ("Ажик" по-тувински "простор"). Рано лишившись родителей, она с братьями и сёстрами воспитывалась у бабушки. С 1942 года жила в Кызыле.

Сначала училась в цирковой школе, а в 1943 году поступила в балетное училище — это был первый набор, произведённый московским хореографом, балетмейстером Анатолием Васильевичем Шатиным (1904—1972), приехавшим в Туву для создания тувинского национального балета.

В старой, дореволюционной Туве были очень широко распространены песенные мелодии, но не было танца. Существенный сдвиг в культурной жизни Тувы произошел в первой половине 1940-х годов с приездом в Туву по приглашению правительства Тувинской народной республики ряда специалистов из СССР. 1943 год считается началом профессионального развития тувинского танца. Александр Васильевич Шатин вошел в историю как основоположник тувинской национальной хореографии. В 1943 году Шатин приступил к созданию на их основе собственных композиций, первой из которых стал «Танец с флейтой» (лимби), исполненный Галиной Севильбаа (Бады-Сагаан), а второй — знаменитая «Звенящая нежность», поставленная в 1943 году Шатиным на музыку Алексея Аксёнова, в котором солировала Наталья Ажикмаа. Когда в октябре 1944 года Тува вошла в состав СССР, приглашённые специалисты были отозваны в Москву, в 1949 году балетной труппы в театре не стало.

Анатолий Шатин говорил о Наталье Ажикмаа: «Она танцует, словно поёт». А.В.Шатин писал в своих воспоминаниях: «Когда я работал над этим танцем, постоянно обогащался народными тувинскими традициями и обычаями. Колокольчики звенят в руках девочек — это я ходил к ламам и увидел у них звонкий шан и попросил кузнеца сделать такие же, только маленькие, для пальцев. Эти тарелочки поют разными нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Отсюда родилась у меня мысль о семи девочках: они должны играть по нотам, а солистка Н. Ажикмаа, прекрасно исполняющая свою партию, выразительно и артистично ведёт роль. Каждое движение рук девочек взято из жизни: когда их руки закрывают лицо - значит, девушка стесняется».

В 1945 году судьба свела Наталью Ажикмаа с московским художником Николаем Рушевым, который был направлен в Туву в областной музыкально-драматический театр главным художником-постановщиком. Они поженились. Прекрасный облик любимой жены Николай Рушев позже воспроизвел на живописных полотнах. Самые известные – «Портрет Н. Ажикмаа с лимби» (1946 г.), «Портрет Н. Ажикмаа под зонтиком» (1951 г.), большая жанровая картина «Концерт в поле» (1947 г.) и другие живописные и графические работы составляют «Золотой фонд» Национального музея Республики Тыва.

В 1947 году молодая семья была командирована в город Сталинабад (Ашхабад), где Наталья Ажыкмаа-Рушева танцевала на сцене таджикского театра им. С. Айни. После того, как в 1949 году балетная труппа Кызылского театра прекратила своё существование, с 1949 по 1952 гг. супруги жили в городе Улан-Баторе (Монголия), где Наталья Ажикмаа-Рушева работала педагогом-балетмейстером в Государственном театре оперы и балета, а Николай Рушев занимал должность художника-постановщика и одновременно преподавал в училище.

31 января 1952 года у супругов родился долгожданный ребёнок – дочь Надежда Рушева. Знакомый мудрец дал ей пророческое имя Найдан, что на монгольском означает "Вечно живущая". Ещё в юном возрасте у девочки проявились задатки гениального художника. С Надей занимались известные мастера. После ранней и внезапной смерти единственной дочери в марте 1969 году Наталья Ажикмаа-Рушева и Николай Рушев отдали много сил и труда пропаганде гениального дарования их дочери. Вместе они организовали крупные выставки по Советскому Союзу.

С середины 1960-х годов Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева работала в лаборатории Московского телевизионного центра, затем на комбинате художественно-декоративного производства Центрального телевидения, а с 1971 года учебным мастером в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ).

После смерти мужа в 1975 г. Наталья Дойдаловна продолжила организовывать выставки рисунков дочери, как по России, так и за рубежом (Болгария, Япония, Румыния и т.д). По ее инициативе был создан музей-филиал Нади Рушевой при Национальном музее Республики Тыва. На протяжении многих лет она передавала бесценное наследие своей дочери – ее подлинные рисунки, личные вещи, фотографии, пополняя золотой фонд культуры Республики Тыва.

Сегодня благодаря Наталье Дойдаловне Ажикмаа-Рушевой Национальный музей РТ имеет в своих фондах более 5000 рисунков её талантливой дочери Нади, а также около 20 живописных полотен, графические работы и эскизы, созданные её мужем Николаем Рушевым. Несмотря на преклонный возраст, Наталья Дойдаловна вела большую переписку с музеями, картинными галереями, школами, клубами любителей и почитателей творчества Нади Рушевой.

Трудовые и творческие заслуги Натальи Дойдаловны отмечены государственными наградами – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», четырьмя юбилейными медалями участника трудового фронта, медалью «Ветеран труда», а также почётными знаками и медалями в честь 60-летия Монгольской Народной Республики, Почётными грамотами Верховного Совета Тувинской АССР, «Золотой грамотой Республики Тыва».

В октябре 2006 года в средней школе села Сесерлиг Пий-Хемского кожууна Тувы открылся музей имени Н.Д.Ажикмаа-Рушевой.

Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева скончалась 7 января 2015 года в возрасте 88 лет в Москве.