Мокиенко-Гельфанд Екатерина Ивановна
Мокиенко-Гельфанд Екатерина Ивановна
14.02.1921 — 27.12.2014

Мокиенко-Гельфанд Екатерина Ивановна — Биография

Екатерина Ивановна Мокие́нко-Ге́льфанд (14.02.1921 — 27.12.2014) — советская российская театральная актриса. Одна из ведущих актрис Красноярского драматического театра им.А.С.Пушкина. Заслуженная артистка РСФСР (30.10.1972). Народная артистка России (26.01.1998).

Родилась в семье крестьянина 14 февраля 1921 года в селе Миловановка (ныне Змеиногорского района Алтайского края).

В 1939 году окончила Новосибирский силикатный техникум. В 1939—1940 годах поступила и ушла с первого курса театрального училища г. Новосибирска.

В 1940 году уехала в г. Кунгур к мужу (1-й муж — Александр Мокиенко, актёр, погиб на войне), который проходил срочную службу в армии и там в 1940—1942 годах руководила ансамблем песни и пляски 416 строевого полка.

Играла в Новосибирском театре «Красный факел» (1942—1960); Норильском драмтеатре им.В.В.Маяковского (1960—1962, 1968—1972); Смоленском драмтеатре (1962—1964); Красноярском драмтеатре им.А.С.Пушкина (1964—1968, 1973 —2014).

Второй муж — Ефим Львович Гельфанд (1910—1991), режиссёр, заслуженный артист РСФСР.

Ушла из жизни 27 декабря 2014 года в возрасте 93 лет в Красноярске.

Театральные работы:

* «Барабанщица» А. Салынского — Нила Снижко

* «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского — Комиссар

* «Именем революции» — Яшка Огонёк

* «Гибель Поэта» В.Соловьёва, реж. Е.Гельфанд (1966 г.) — Зизи

* «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (1967 г.) — Елизавета I

* «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова — Бабка

* «Афинские вечера» П. Гладилина — Анна Петровна Ростопчина

* «Последний срок» В. Распутина — старуха Анна

* «Деревья умирают стоя» А. Касоны — бабушка Эухения

* «Мамуре» Ж.Сармана — Селина Мурэ (Мамурэ, матушка Мурэ)

* «Горе от ума» А.Грибоедова

Призы и награды:

1946 — медаль «За доблестный труд в период Отечественной войны».

1970 — юбилейная медаль к 100-летию рождения В.И. Ленина.

2011 — премия «За честь и достоинство» имени народной артистки РСФСР Татьяны Александровны Еремеевой (Малый театр).

2011 — почётная грамота Губернатора Красноярского края.

____________________________________________________________________

Хрупкая женщина с сильной волей / Екатерина Мокиенко

Народной артистке России Екатерине МОКИЕНКО 14 февраля 2011 года исполнилось 90 лет. Почти сорок из них актриса отдала Красноярскому театру им. Пушкина. А всего за ее плечами 68 лет сценической жизни.

...Сколько себя помнит Екатерина Ивановна - она всегда мечтала стать артисткой. Хотя, казалось бы, откуда такое желание у девчонки из маленькой алтайской деревушки Миловановки? Все определил случай. Ее мама играла в сельской самодеятельности. В одном из спектаклей по сюжету она лишалась чувств и падала навзничь. А потом, когда маленькая Катя спросила, не больно ли ей было, мама ответила: «Не помню...» Почему эти слова так запали ей тогда в душу, Екатерина Ивановна объяснить не может. Но именно в тот момент, совсем еще несмышленая, она твердо решила: «Я тоже буду артисткой!»

Еще в школьные годы Катя выучилась играть на балалайке и мандолине. В театре ей это потом очень пригодилось, режиссеры часто использовали музыкальные способности актрисы. С особым удовольствием Екатерина Ивановна вспоминает, как в Норильске в 1960 году играла Яшку Огонька в спектакле «Именем революции» - пела и подыгрывала себе на балалайке.

Но все это было потом, позже. Ее путь к сцене оказался нескорым. После семилетки вопреки собственным намерениям поступила не в театральное училище, а... в силикатный техникум. Шла по Новосибирску и вдруг увидела вывеску техникума. Название непонятное, зашла полюбопытствовать, чему же здесь учат. В итоге задержалась в техникуме на несколько лет. Окончила с отличием, получила специальность техника-технолога вяжущих веществ. Но самое главное - именно там она встретила свою первую любовь. Александра Мокиенко, актера из театра «Красный факел», чью фамилию она с тех пор носит всю свою сценическую жизнь.

Это замужество вновь заставило ее вспомнить о детской мечте - актерской профессии. И вместо того чтобы продолжить учебу в Московском технологическом институте, куда направил ее техникум, Екатерина Мокиенко поступила в Новосибирское театральное училище. Перед тем еще была попытка поступить в Школу-студию МХАТ. Но молодой муж долго без нее не выдержал, смеясь, вспоминает артистка. Вернулась в Новосибирск, о чем нисколько не жалеет - в театральном училище там преподавала знаменитый педагог и режиссер Вера Павловна Редлих, ученица Станиславского.

Правда, учеба продлилась недолго. Александра Мокиенко вскоре забрали в армию, и Катя сорвалась вслед за мужем - как же иначе! Учиться у Редлих она продолжила потом в годы войны - уже на практике, как актриса театра «Красный факел».

А пока была счастливая супружеская жизнь с любимым человеком. Но и свое творческое призвание она не забывала. Да и характер был слишком уж неугомонный, чтобы довольствоваться лишь тихими семейными радостями. Организовала сразу два ансамбля - с командирскими женами и с бойцами. С мужем они тоже нередко выступали дуэтом. В полку Екатерину Мокиенко нежно звали Челитой - очень уж она любила петь эту песенку из репертуара Клавдии Шульженко. В зрелые годы Екатерина Ивановна пела ее в спектакле «Деревья умирают стоя» в Красноярске. И хотя, как говорит актриса, голос уже не тот, но и в 89 лет она отплясывала под «Челиту» с неизменным задором.

...Счастье было недолгим, вскоре жизнь Александра Мокиенко оборвала война. И, как вспоминает Екатерина Ивановна, она не знает, как пережила бы это горе, если бы не театр. Он помог ей восстановиться, вернуть душевное равновесие. Вот когда вспомнились слова матери, что на сцене забываешь боль...

Парадоксы судьбы

В октябре 1942-го она пришла работать в «Красный факел». Время было военное, и артистам тоже приходилось нелегко. Жили в гримерках - диванчик, маленький столик и плитка. Благо, у актеров была рабочая карточка, на нее давали по 400 граммов хлеба. Часть пайки Катя съедала, а остальное меняла на рынке на молоко, творог - так и выживала. И концерты, концерты - по госпиталям, из палаты в палату, без конца. Иногда в день было по 10-12 выступлений! А какие записки писали ей раненые! «Пойте, девушка, пойте, милая, ваши песни помогают нам выжить». Самой ей давала силы любовь публики. Не только в годы войны - всю жизнь.

«На сцене мы совсем другие люди, - считает актриса. - С иными мыслями и действиями. И это очень сильно держит нас в тонусе. Мне и профессор, который меня однажды оперировал, сказал: «Любите свою профессию? Играйте в любом состоянии!» И я играла. На сцене своей боли не чувствуешь. Я играла со сломанными ребрами. А то иной раз с сердцем перебои, задыхалась... Выходила на сцену - и ни перебоев, ни одышки!»

В «Красном факеле» Екатерина Мокиенко прослужила 18 лет. Играла ведущие роли, вскоре должна была получить звание заслуженной артистки. Может, и до сих пор бы в нем работала, но такова уж актерская судьба - бросила все и уехала в Норильск. Не за любовью - за желанной ролью! Очень уж ей загорелось сыграть разведчицу Нилу Снижко в спектакле «Барабанщица», а в «Красном факеле» роль отдали другой актрисе... К тому же и Вера Редлих уехала из Новосибирска. Приглашение сыграть Нилу в Норильске оказалось как нельзя кстати. И вот ведь парадоксы актерской судьбы: режиссер Ефим Гельфанд, позвавший Екатерину Мокиенко на эту роль, спустя несколько лет стал ее мужем.

В Норильске Мокиенко проработала два года. Потом Гельфанд уехал работать в Смоленск и пригласил ее к себе в театр. «Я очень дружила с его женой, - рассказывает актриса. - Но вскоре она умерла... Ефим Львович, бедный, так переживал, даже пить начал с горя. И все просил, чтобы я ему это запрещала. Поначалу у нас были просто дружеские отношения. Но... Как в народе говорится: русская баба пожалела - значит, полюбила. Мы с ним расписались и вместе уехали в Красноярск, в театр им. Пушкина».

По приезде в Красноярск ей пришлось держать экзамен перед труппой - Гельфанда пригласили в театр им. Пушкина главным режиссером, и это ко многому обязывало. Но после того как Мокиенко сыграла в первом же спектакле не одну, а сразу семь ролей, в театре ее зауважали: приехала актриса, а не жена главного режиссера.

Спустя какое-то время она вновь уехала с мужем на четыре года в Норильск. Из работ тех лет, как вспоминает Екатерина Ивановна, ей особенно запомнилась роль комиссара в «Оптимистической трагедии»: «Как я сопротивлялась, до слез не хотела ее играть - ну какой из меня комиссар? Маленькая, худенькая. А комиссара обычно играли актрисы крупные, этакие бой-бабы. Но Ефим Львович настоял, сказал, что я должна покорить публику женственностью и обаянием. Так я показала хрупкую женщину с сильной волей».

Ее последняя роль на сцене Красноярского театра им. Пушкина - тоже хрупкая, но очень волевая героиня. Главное в ее Эухении в спектакле «Деревья умирают стоя» А.Касоны, как считает актриса, - внутренняя чистота. Когда она узнает, что ее внук - подлец, Эухения прогоняет его без всяких сомнений. Решиться на такое может только очень цельная натура.

Эту роль Екатерина Ивановна сыграла на свой бенефис в 85 лет. С тех пор спектакль четыре года шел на аншлагах. Как, впрочем, и другие постановки, в которых играла Екатерина Мокиенко. В последние годы в ее репертуаре было четыре спектакля - кроме «Деревьев», это «Последний срок» В.Распутина, «Семейный портрет с посторонним» С.Лобозерова и «Афинские вечера» П.Гладилина. Мечтала о новой роли, да здоровье подкачало... К сожалению, с этого сезона Екатерина Ивановна уже не играет на сцене. Но с родным театром связи не порывает. В честь ее 90-летия в театре им. Пушкина состоялся творческий вечер актрисы.