Бахметева(Лопухина) Варвара Александровна
Бахметева(Лопухина) Варвара Александровна
«Все её движенья, улыбка, речи и черты так полны жизни, вдохновенья, так полны чудной простоты, но голос душу проникает, как вспоминанье лучших дней, и сердце любит и страдает, почти стыдясь любви своей». (1832. М. Ю. Лермонтов).

Бахметева(Лопухина) Варвара Александровна — Биография

Варва́ра Алекса́ндровна Бахме́тева, урождённая Лопухина́  (1815 — 9 сентября 1851, Москва) — русская дворянка, возлюбленная поэта Михаила Юрьевича Ле́рмонтова  (1814 — 1841).

(Точные день и месяц рождения неизвестны, к сожалению!)

Ранние годы

Варвара Лопухина происходила из старинного дворянского рода. Была 7 ребёнком из 8 детей, но из них 4 умерли в детстве. Её старший брат Алексей (1813—72) и сестры Мария (1802—77) и Елизавета (1809—82; мать Н. Н. Трубецкого), были близкими друзьями Михаила Лермонтова с 1828 года, со времён его обучения в Москве. Сохранилась переписка Марии Лопухиной и Лермонтова.

Варвара Лопухина познакомилась с поэтом в ноябре 1831 года, когда приехала в Москву из имения. Молодые люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений, например:

* * *
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан её — не стан богини,
И грудь волною не встаёт,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признаёт.
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей. (1832)

По воспоминаниям родственников поэта, чувство любви к Лопухиной он сохранил до конца жизни. Однако семья Лопухиных выступала против подобного брака. Главным противником выступал отец, Александр Николаевич Лопухин (1779 — 1833). Также против такого союза высказывалась и Мария  — сестра Варвары и подруга Лермонтова.

Замужество

В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Ему тогда было уже 37 лет, а Варваре только 20. О подробностях этого сватовства её внучатая племянница О. Н. Трубецкая писала:

«Судьба бедной Вареньки решилась случайно. В 1835 году на московских балах стал появляться Н. Ф. Бахметев. Ему было 37 лет, когда он задумал жениться и стал ездить в свет, чтобы высмотреть себе невесту. Выбор его колебался между несколькими приглянувшимися ему барышнями, и он молился, чтобы Господь указал ему, на ком остановить выбор. В этих мыслях он приехал на бал в Дворянское собрание и подымался по лестнице, когда, желая обогнать его, Варенька Лопухина зацепила свой бальный шарф за пуговицу его фрака. Пришлось остановиться и долго распутывать бахрому, опутавшую пуговицы со всех сторон. Николай Фёдорович усмотрел в этом несомненное указание перста свыше и посватался. Человек он был с большим состоянием и безупречной репутации. Не знаю, кто повлиял на бедную Вареньку, но предложение Бахметева было принято».

М. Д. Бутурлин писал о свадьбе Бахметева:

«Весною, чуть ли не в мае и вопреки общей почти боязни майских браков, была свадьба Николая Федоровича Бахметева с Варварою Александровною Лопухиной, в доме Лопухиных на Молчановке. Бахметевы поселились в Москве в доме Николая Федоровича на Арбате, "насупротив церкви Николы Явленного". Утверждают, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, тем более что Н. Ф. Бахметев оказался большим ревнивцем и запретил жене даже говорить о Лермонтове».

По свидетельству троюродного брата Лермонтова Акима Шан-Гирея, тот при известии о свадьбе Лопухиной «изменился в лице и побледнел».
 
Новой фамилии Варвары Лермонтов не признавал: посылая ей новую редакцию «Демона» в посвящении к поэме в поставленных переписчиком инициалах В. А. Б. он несколько раз перечёркивает Б и пишет вместо неё Л. Лермонтов, мучимый ревностью, неоднократно выводил Бахметева в своих произведениях в образе смешного и недалёкого старика, намекая на неверность молодой жены. Однако все его язвительные выпады в сторону Николая Бахметева приходилось переносить его жене:

    «За десертом, когда подали шампанское, Печорин, подняв бокал, оборотился к княгине: — Так как я не имел счастия быть на вашей свадьбе, то позвольте поздравить вас теперь. Она посмотрела на него с удивлением и ничего не отвечала. Тайное страдание изображалось на её лице, столь изменчивом, рука её, державшая стакан с водою, дрожала… Печорин всё это видел, и нечто похожее на раскаяние закралось в грудь его: за что он её мучил? с какою целью? Какую пользу могло ему принести это мелочное мщение?.. он себе в этом не мог дать подробного отчёта». («Герой нашего времени», «Княжна Мери».)

Бахметев приложил все усилия для уничтожения переписки жены с поэтом, поэтому основным источником сведений о их отношениях после замужества является переписка поэта с Марией Лопухиной. В 1839 году, чтобы спасти от уничтожения все материалы, связанные с Лермонтовым, Варвара Бахметева будучи на одном из европейских курортов отдала их все своей знакомой Александре Верещагиной. Многие рисунки Лермонтова и другие материалы были переданы потомками Верещагиной в Россию, однако, по мнению известного литературоведа И. Л. Андроникова «ещё не все верещагинские материалы исчерпаны».

Вскоре после замужества Варвара тяжело заболела. Уже в 1838 году во время последней её встречи с поэтом Шан-Гирей описывал её так:

    «Боже мой, как болезненно сжалось моё сердце при её виде! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые как и прежде».

У четы Бахметевых было несколько детей, но из всех выжила только дочь Ольга (в замужестве Базилевская) (1836 — 1912).  Лермонтов в 1838 году, возвращаясь из ссылки на Кавказ, встретился с ней и её матерью. По мнению П. А. Висковатого, именно ей поэт посвятил своё стихотворение «Ребёнку». Под влиянием изменившейся внешности любимой, видимо, и возникли строки:

«… — Увы! года летят;
Страдания её до срока изменили,
Но верные мечты тот образ сохранили
В груди моей».


Неоднократно Варвара Александровна выезжала вместе с мужем за границу, на лечение, но в 1841 году после гибели поэта её здоровье ещё ухудшилось. Осенью 1841 года её сестра Мария писала:

    «Последние известия о моей сестре Бахметевой поистине печальны. Она вновь больна, её нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву — она отказалась, за границу — отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Может быть я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля».

В 1851 году в возрасте 36 лет Варвара Бахметева скончалась. Похоронили её в Малом соборе Донского монастыря. Её муж пережил её больше чем на 30 лет. Николай Фёдорович Бахметев умер 3 марта 1884 года и был похоронен в некрополе Донского монастыря (на участке 6).

Варвара Лопухина в творчестве Лермонтова

Образ Варвары Александровны не раз находил отражение в творчестве поэта. Это и прямые посвящения произведений ей, и определённые персонажи, прототипом которых она послужила, и целый ряд портретов Вареньки, выполненных Лермонтовым. стихи 254—260 поэмы «Сашка».

Известнейшее произведение поэта «Демон» неоднократно переписывалась поэтом, её третья редакция прямо посвящена Лопухиной, шестая и седьмая отправлены ей поэтом с посвящением.

В драме «Два брата», над которой работал поэт уже после замужества Варвары, подчёркиваются меркантильные отношения современного ему брака, отношения купли-продажи, а не глубокого чувства между супругами. Подобный сюжет — сильное чувство связывающее персонажей до замужества героини, не угасает, а только становится сильнее после разлуки — будет фигурировать и в более поздних произведения поэта «Княгине Лиговской» и «Герое нашего времени». Об автобиографичности драмы Лермонтов писал «…Пишу четвёртый акт новой драмы, взятой из происшествия, случившегося со мной в Москве».

С именем Варвары Лопухиной тесно связывают и стихотворение Лермонтова адресованное Екатерине Быховец: «Нет, не тебя так пылко я люблю». По воспоминаниям самой Быховец:

    «Он был страстно влюблён в В. А. Бахметеву… я думаю, он и на меня обратил внимание оттого, что находил во мне сходство, и об ней его любимый разговор был».

Автобиографичные моменты встречались и в романе «Герой нашего времени». По мнению первого биографа Лермонтова Павла Висковатого: Н. Ф. Бахметеву казалось, что все, читавшие «Княжну Мери», узнавали в образе Веры и её мужа чету Бахметевых.
 
Сами за себя говорят и описания, данные поэтом своим женским персонажам:

    «Княгиня Лиговская»: «Княгиня Вера Дмитриевна была женщина 22 лет, среднего женского роста, блондинка с чёрными глазами, что придавало её лицу какую-то оригинальную прелесть».
    Описание княгини Веры: «…она среднего роста, блондинка», у неё «глубокие» глаза, что рав­носильно определению «тёмные».
    Из стихотворения «Ребёнок»:
«И быстрые глаза, и кудри золотые,
И звонкий голосок! — Не правда ль, говорят,
Ты на неё похож?»


А вот как описывала образ Варвары Бахметевой её внучатая племянница О. Н. Трубецкая: «С портрета, оставшегося у меня в Москве, глядят большие, кроткие тёмные глаза, и весь облик её овеян тихой грустью». Характерная черта: тёмные глаза и светлые волосы, присутствует практически везде, разве что в стихотворении возможно более удачный эпитет «тёмные глаза» заменён поэтом на «быстрые». Впрочем, согласно исследованиям Н. П. Пахомова  к аналогичным исправлениям поэт прибегал и в «Герое нашего времени», когда родинка княжны Веры бывшая в автографе над бровью (как у Варвары Бахметевой) в окончательном варианте переместилась на щёку, чтобы «отвести возможные до­гадки о чересчур близком сходстве».

Руке Лермонтова принадлежит целый ряд портретов Варвары Александровны. Имеются как портреты, про которые известно, что это Бахметева, так и целый ряд портретов, о которых выдвигаются предположения о героине портрета.

Память

Помимо многочисленных литературных и художественных, Варвара Александровна удостоилась и иных памятников.

В 1846 году во время болезни Варвары её муж, Николай Бахметев, в надежде на выздоровление жены,  построил каменную церковь в честь Святой Варвары в принадлежащем ему селе Фёдоровка Самарской губернии.

Сегодня бывшая Варваринская церковь называется храмом Благовещения Пресвятой Богородицы и является старейшим сооружением в Тольятти — памятником истории и архитектуры.

Источники: Википедия, а также по материалам книг и  сети Интернет