Суровцов Михаил Ильич
Суровцов Михаил Ильич

Суровцов Михаил Ильич — Биография

Михаил Ильич Суровцов (1769—1833) — кораблестроитель конца XVIII — начала XIX века, корабельный мастер, построил более 50 кораблей, фрегатов и судов, инспектор Корпуса корабельных инженеров, начальник корабельных инженеров Черноморского флота, инженер-генерал-майор.

Михаил Ильич Суровцов родился 1 января 1769 года.

Начало службы в Таганрогском адмиралтействе (1780—1798)

На службу поступил в 1780 году мачтовым учеником в Таганрогское адмиралтейство. В 1783 году стал тиммерманским учеником, а с 1789 года — обученный тиммерман.

В 1794 году Суровцев получил первый офицерский чин — произведён в корабельные подмастерья ранга прапорщика. С 1796 года — поручик, с 1798 года — корабельный мастер майорского чина и назначен в Черноморский флот.

На Херсонской верфи (1798—1820)

С 1798 года Суровцев начал строить корабли на Херсонской верфи, на которой за 22 года службы построил:

— четыре 110-пушечных линейных корабля: «Ягудиил» — 1800, «Полтава» − 1808, «Двенадцать апостолов» — 1811, «Париж» — 1814; — девять 74-пушечных линейных корабля: «Святая Параскева» — 1799, «Правый» — 1804, «Анапа» — 1807, «Мария» — 1808, «Дмитрий Донской» — 1809, «Азия» — 1810, «Максим Исповедник» — 1812, «Красной» — 1816, «Скорый» — 1818; — семь фрегатов: «Назарет» — 1800, «Воин» — 1804, «Лилия» — 1806, «Африка» − 1811, «Спешный» и «Везул» — 1813, «Евстафий» — 1817 — два транспорта — плавучую батарею — 21 канонерскую лодку.

В 1798—1799 годах корабельный мастер М. И. Суровцов впервые в практике отечественного кораблестроения при строительстве 74-пушечного линейного корабля «Святая Параскева» — соединил сплошной палубой бак и ют корабля, что позволило усилить огневую мощь и улучшить управление парусами.

В 1801—1804 годах корабел Суровцев впервые в отечественной практике скрепил медными болтами и обшил медными листами корпус линейного корабля «Правый».

В 1803 году он стал первоприсутствующим в контрольной экспедиции при Херсонском порту.

За успехи, проявленные в кораблестроении, Суровцев быстро рос в классном чине: в 1800 году он состоял в 7-м классе Табеля о рангах, с 1808 года — в 6-м классе. В 1816 году пожалован в 5-й класс.

В 1807 году Михаил Ильич Суровцов был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

В 1818 году за оригинальный проект и постройку 74-пушечного корабля «Скорый» Суровцов был награждён бриллиантовым перстнем.

В Николаевском адмиралтействе (1820—1833)

В 1820 году по просьбе командующего Черноморским флотом вице-адмирала А. С. Грейга корабельный мастер был переведён в город Николаев исправляющим должность советника Черноморской исполнительной экспедиции Кораблестроительного отделения.

В 1822 году за проведение через мелкий Днепровский лиман 110-пушечного корабля «Император Франц» по новому, им самим выработанному проекту, Суровцов был удостоен ордена Святой Анны 2-й степени.

В 1826 году был произведён в 4-й класс Табеля о рангах и назначен помощником обер-интенданта Черноморского флота контр-адмирала Ф. И. Цаца. В следующем году переименован в инженер-генерал-майоры и назначен инспектором Корпуса корабельных инженеров ЧФ.

В 1831 году после присоединения корпуса корабельных инженеров Черноморского флота к корпусу Балтийского флота Суровцов был назначен начальником корабельных инженеров и председателем кораблестроительного и учёного комитета.

В 1829—1832 годах Суровцов построил в Николаеве:

— 84-пушечные линейные корабли: «Анапа» и «Императрица Екатерина II» в Спасском адмиралтействе в Николаеве; — 60-пушечные фрегаты: «Варна» — 1829, «Энос» — 1830, и «Бургас» — 1831 на верфи А. А. Перовского в Николаеве.

Умер Михаил Ильич Суровцов 3 января 1833 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться