Стржиговский Йозеф

Стржиговский Йозеф — Биография

Йозеф Стржиговский (польск. Józef Strzygowski, нем. Josef Strzygowski; 7 марта 1862, Бяла, Австрийская Силезия − 7 января 1941, Вена) — польский и австрийский искусствовед, специалист в области византийского искусства.

Родился 7 марта 1862 в Бяла (Австрийская Силезия). Окончил реальное училище в Йене, после чего работал мастером на ткацкой фабрике, владельцем которой был отец. В 1882 году, став студентом, начал изучать искусствоведение в Мюнхенском университете и уже через три года в 1885 году получил звание доктора философии. Живя затем четыре года в Риме, одновременно (с 1887 года) числился слушателем Венского университета. Работал в Афинах, изучал древности Акрополя, результатом чего стала публикация в 1890 году статьи «Die Akropolis in altbyzantinischen Zeit».. Затем исследовал мозаики церкви в Стамбуле, после чего изучал в Эчмиадзине (Армения) миниатюры рукописного Евангелия. В 1892 году публикует в Вене свою работу «Эчмиадзинское Евангелие». С этого времени начинает постоянное сотрудничество с «Византийским журналом», основанным в 1892 году Карлом Крумбахером.

В 1894—1895 и в 1900 годах работал в Египте, изучая христианское искусство коптов и собирая коптские древности. В процессе исследовательской работы у него возникают идеи, которые станут основой научной концепции о влиянии Востока на мировую цивилизации. Эти идеи изложены в известной книге «Восток или Рим» (Orient oder Rom), вышедшей в 1901 году в Лейпциге.. В 1903 году выходит его новая работа «Малая Азия—целина для искусствоведения» (Kleinasien, ein Neuland der Kunstgeschichte). В 1909 году он становится руководителем Института истории искусств при Венском университете и возглавляет его вплоть до 1933 года.

Стржиговский активно участвовал в работе по пополнению коллекции позднеантичного и византийского искусства для Музея кайзера Фридриха. Выполняя поручение немецкого историка искусства Вильгельма фон Боде, он способствовал пополнению коллекции, которая увеличилась с менее чем 100 до 2 тыссяч объектов. Кроме того Стржиговский внёс заметный вклад в создание коллекций Египетского музея и отдела исламского искусства.

В 1917 году Стржиговский издаёт книгу «Алтай—Иран и переселение народов», в которой излагает результаты исследования искусства тюрков и других кочевых народов. Исследователь считал, что культура кочевых народов сформировала не только искусство Азии, но продолжилась в Европе, повлияв на её культуру.

В 1918 году он публикует в Вене новую работу «Архитектура армян и Европа». Этой публикации предшествовала научная экспедиция, в состав которой входили искусствовед Генрих Глюк, этнограф Эдмунд Кюттелер, историк Левон Лисициан и которую возглавлял сам Стржиговский. Исследователи на месте изучали памятники архитектуры Араратской равнины, Арагацотна, Ширака и Гугарка.

В 1933 году после отставки из Института истории искусств при Венском университете Стржиговский создает в Вене Общество сравнительных исследований в области искусства.

В период национал-социализма издал работу «Индогерманское наследие немецкого народа и история искусства будущего». По окончании Второй мировой войны ряд его публикаций попал в коммунистических государствах в список запрещенных книг. В число запрещенных книг попала «Германская северная душа. Признание исследователя искусства» (1940) и др.

Скончался ученый 7 января 1941 года.

Владелец страницы: нет
Поделиться