Гудков Михаил Иванович
Гудков Михаил Иванович
21.12.1904 — 19.03.1983

Гудков Михаил Иванович — Биография

Гудков, Михаил Иванович (8 (21) декабря 1904, Баку Бакинская губерния Российская империя ( ныне столица Азербайджанской республики) — 19 марта 1983, Москва СССР) — советский авиаконструктор и организатор авиапромышленности, один из руководителей конструкторского коллектива по созданию истребителя ЛаГГ-3, главный конструктор по самолётостроению (1939—1943), начальник опытно-конструкторских бюро и главный конструктор ряда крупных предприятий авиационной промышленности СССР, лауреат Сталинской премии 1 степени (1941) совместно с В. П. Горбуновым и С. А. Лавочкиным.

Под руководством Гудкова созданы самолёты Гу-82 (март 1941), К-37 (май 1941), Гу-1 (июнь 1943), Гу-2 (в проекте), Гу-ВРД (в проекте, март 1943), стратостат «СС»-«Волга» (сентябрь 1962).

Михаил Гудков родился в Баку в семье рабочего.

Закончил школу 2-ой ступени. В 1921—1924 годах — студент механического факультета Политехнического института (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия г. Баку) по специальности «инженер-механик».

Был призван в Красную Армию, где учился в Ленинградской Военно-теоретической школе Красного воздушного флота и школе красных лётчиков. Служил в армии лётчиком.

  • После демобилизации в 1928 году, работал конструктором на авиазаводе № 39 (г. Москва).
  • В 1930—1932 годах работал на авиазаводе № 1 им."Осоавиахима" ведущим инженером и зам.начальника производства, одновременно учился в Московском авиационном институте.
  • В 1934 году закончил Московский авиационный институт самолётный факультет по специальности «инженер-конструктор».
  • В 1933—1936 работал в ЦАГИ начальником конструкторского бюро Опытного отдела.
  • В 1936—1937 годах — заместитель главного инженера и начальник ОТК на авиазаводе № 126 (Комсомольск-на-Амуре).
  • С 1937 года — старший инженер отдела Первого (самолётного) Главного управления Народного Комиссариата оборонной промышленности, а с января 1939 — старший инженер самолётного (4-го) отдела Первого Главного управления Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР.
  • В конце апреля 1939 года — начальник 4-го отдела Первого управления Горбунов, сотрудники 4-го отдела Гудков и Лавочкин обратились с письмом к Наркому авиационной промышленности СССР с предложением создать самолёт с использованием нового материала дельта-древесины.
  • В конце мая 1939 года было организовано новое ОКБ-301 при заводе № 301 (г. Химки Московской области) для создания самолёта под коллективным руководством Горбунова, Лавочкина, Гудкова.
  • С июля 1939 года главные конструкторы М. И. Гудков и С. А. Лавочкин работают под руководством начальника ОКБ-301 В. П. Горбунова.
  • 29 августа 1939 года вышло Постановление Совнаркома № 243 о постройке 2-х цельнодеревянных самолётов И-301 (по номеру завода).
  • Приказом № 430 от 10 октября 1940 года НКАП самолёт ЛаГГ-3 принят в серийное производство
  • 14 декабря 1940 года М. И. Гудков назначен начальником ОКБ-301 (г.Химки Московской области).
  • 16 октября 1941 года ОКБ-301 было эвакуировано вместе с заводом № 301 на территорию авиационного завода № 153 Новосибирск.
  • В декабре 1941 года, учитывая серьёзное положение на фронте, Нарком А. И. Шахурин даёт поручение Гудкову незамедлительно внедрить новые самолёты Гу-82 и К-37, уже прошедшие предварительные испытания (К-37 на фронте под Вязьмой) в производство на авиазаводе № 21 в Горьком, но это не удалось сделать.
  • В апреле 1942 года Гудков с частью своего коллектива ОКБ-301 возвращается в Химки. В сентябре 1942 года ОКБ-301 из г. Новосибирска переведено на территорию завода № 156 в г. Горький.
  • В 1943 году Гудков продолжил работать над самолётом Гу-1, работу над которым прекратил в начале войны по приказу НКАП. В начальный период войны нужно было ускорить работы над К-37 и Гу-82, так необходимых фронту.
  • 12 июня 1943 года самолёт Гу-1 выкатили на взлётно-посадочную полосу Центрального аэродрома. Для испытания самолёта был приглашён лётчик-испытатель подполковник Никашин А. И. Первый испытательный полёт Гу-1 окончился катастрофой в которой А. И. Никашин погиб.

На основании выводов комиссии, Гудкова обвинили в серьёзных ошибках допущенных в расчётах при сборке самолёта. Нарком А. И. Шахурин доложил о выводах комиссии И. В. Сталину и предложил лишить Гудкова звания главный конструктор 2-ой степени и запретить заниматься конструкторской деятельностью. Сталин согласился с предложением Наркома. Приказом НКАП от 6 июля 1943 года М. И. Гудков был лишён звания главного конструктора и направлен заместителем начальника ОТК завода № 84 (ныне Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова), а коллектив ОКБ-301, находящийся в г. Горьком, передан в ОКБ-21 под руководством Лавочкина.

  • В 1944—1946 годах работал на заводе № 51 (г.Реутов Московской области) зам главного конструктора по лётным испытаниям.
  • В 1946—1953 — ответственный руководитель работ ОКБ-2 Опытного завода № 1 на базе авиазавода № 458 (пос. Иваньково г. Дубна Московской области) (в настоящее время ОАО «Дубненский машинстроительный завод имени Н. П.Фёдорова»).
  • В декабре 1948 года был назначен ответственным руководителем по экспериментальному самолёту «346» с ЖРД, включая испытания и доводку до серийного производства на этом же заводе.
  • В 1953—1955 годах — начальник ОКБ-491 (г. Кимры Тверская область) при заводе № 491 по выпуску станочного оборудования для авиационной промышленности (в настоящее время ОАО «Савеловский машиностроительный завод»).
  • В 1956 году был назначен главным конструктором ОКБ-424 (в настоящее время ГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики») по созданию дирижаблей, аэростатов, аэрозондов.
  • С 1959 года — на заводе «Универсал» (в настоящее время ГП "Московский конструкторско-производственный комплекс «Универсал») по созданию парашютных систем.

Умер 19 марта 1983 года вследствие ишемического инсульта. Похоронен на Преображенском кладбище г. Москвы.

Владелец страницы: нет
Поделиться