Пысин Николай Васильевич
Пысин Николай Васильевич

Пысин Николай Васильевич — Биография

Николай Васильевич Пысин (1917—1975) — советский военный лётчик. Участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза (1944). Гвардии подполковник.

Николай Васильевич Пысин родился 19 декабря (6 декабря — по старому стилю) 1917 года в деревне Серёжина Боровского уезда Калужской губернии РСФСР (ныне территория Жуковского района Калужской области Российской Федерации) в крестьянской семье. Русский. Образование семь классов. Сразу после окончания неполной средней школы в 1932 году Николай Васильевич уехал в Москву. Окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал токарем на одном из московских заводов. Без отрыва от производства занимался в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова, обучение в котором завершил в 1937 году.

В военно-морском флоте Н. В. Пысин с 1938 года. В 1940 году Николай Васильевич окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. До лета 1943 года служил в авиационной части на Тихоокеанском флоте. На фронтах Великой Отечественной войны лейтенант Н. В. Пысин с августа 1943 года в должности командира звена 1-й эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. Воевал на штурмовике Ил-2. Боевое крещение принял в Битве за Кавказ в небе над Кубанью. Уже к 20 сентября 1943 года Николай Васильевич совершил 19 боевых вылетов, в том числе 6 ночных, на уничтожение плавсредств противника в Керченском проливе и портах Таманского полуострова, на штурмовку укреплённых позиций на линии обороны Готенкопф и переднего края на подступах к Новороссийску и Анапе. В одном из первых вылетов при атаке на порт Темрюк Ил-2 гвардии лейтенанта Н. В. Пысина был подбит зенитной артиллерией неприятеля. Николай Васильевич с трудом посадил самолёт на воду недалеко от берега и до темноты прятался в плавнях. Ночью по болотам он вышел на линию фронта. Здесь обессилевшего лётчика подобрали советские пехотинцы, которые доставили его в санчасть. На следующий день Николай Васильевич уже вновь был за штурвалом самолёта. Во время боёв за город Новороссийск он неоднократно демонстрировал образцы мужества и отваги. При штурмовках войск противника после нанесения ракетно-бомбовых ударов он делал по 5-6 заходов на цель, и снижаясь до 100 метров, практически в упор расстреливал вражескую живую силу и технику. Во время боёв за Новороссийск штурмовик Пысина вновь был сбит, и Николаю Васильевичу пришлось прыгать с парашютом, но едва вернувшись в часть, он вновь вылетел на боевое задание. За короткий промежуток времени на его счету уже было два потопленных в составе группы плавсредства неприятеля. Кроме того, Николай Васильевич лично уничтожил 3 огневых точки, взорвал склад с боеприпасами, создал 4 крупных очага пожара и истребил до 85 военнослужащих вермахта. Зарекомендовав себя настоящим мастером штурмовых ударов, отважным и тактически грамотным лётчиком, Н. В. Пысин к октябрю 1943 года уже был заместителем командира 2-й эскадрильи полка, а в ноябре 1943 года был произведён в гвардии старшие лейтенанты и был назначен командиром эскадрильи.

С конца октября 1943 года гвардии старший лейтенант Н. В. Пысин участвовал в боях за освобождение Крыма. Будучи ведущим групп Ил-2, он атаковал плавсредства противника на морских коммуникациях и в портах Камыш-Бурун, Феодосия, Киик-Атлама, Алушта и Судак, прикрывал десант в районе Эльтигена, поддерживал наступление войск Отдельной Приморской Армии в ходе Крымской операции, участвовал в освобождении Керчи и Феодосии. Николай Васильевич одним из первых в полку освоил метод топмачтового бомбометания и активно учил этому лётный состав своей эскадрильи. За короткое время эффективность боевой работы эскадрильи существенно возросла. В период с ноября 1943 года по конец апреля 1944 года 2-я эскадрилья 8-го гвардейского штурмового полка под руководством гвардии старшего лейтенанта Н. В. Пысина одержала немало громких побед. 28 ноября 1943 года шестёрка штурмовиков, ведомая Пысиным, атаковала рейд порта Камыш-Бурун и несмотря на плотный заградительный огонь зенитной артиллерии и противодействие вражеских истребителей потопила одну быстроходную десантную баржу с войсками и одну сильно повредила. 6 декабря 1943 года 6 Ил-2 под командованием Николая Васильевича штурмовали колонну немецких танков и пехоты, следовавшую к Эльтигену, одновременно отбивая атаки четырёх истребителей Ме-109. Гвардейцы Пысина уничтожили 2 танка и более 70 немецких солдат и без потерь вернулись на базу. 25 января 1944 года группа штурмовиков, ведомая Пысиным, способствовала отражению контратаки немцев в районе горы Митридат, уничтожив ракетно-бомбовым ударом 2 танка, 4 автомашины с боеприпасами и военным имуществом и до 40 военнослужащих вермахта. 13 апреля 1944 года, командуя группой в количестве 16 штурмовиков Ил-2, гвардии старший лейтенант В. Н. Пысин атаковал плавсредства противника в порту Судак. В результате удара были потоплены 2 десантные баржи и ещё 2 сильно повреждены. Лично командир группы прямым попаданием авиабомбы ФАБ-100 отправил на дно одну баржу. Всего к 29 апреля 1944 года 2-я эскадрилья Н. В. Пысина произвела 254 боевых самолётовылета, в ходе которых было уничтожено 5 быстроходных десантных барж, 2 торпедных катера, 4 танка, 12 автомашин с пехотой и грузами, 8 полевых орудий и до 600 вражеских солдат и офицеров. Один из самых памятных вылетов Николай Васильевич совершил 30 апреля 1944 года. По сведениям разведки в этот день под прикрытием тумана из Казачьей бухты вышел большой караван десантных барж с войсками. Несколько групп штурмовиков были направлены на его уничтожение, но из-за плохой погоды и низкой облачности только группе Пысина удалось выйти на цель. В результате атаки четвёрки Пысина прямым попаданием была уничтожена одна баржа и ещё два плавсредства получили серьёзные повреждения. Но особенно эскадрилья гвардии старшего лейтенанта Н. В. Пысина отличилась во время боёв за город Севастополь и ликвидации остатков немецко-фашистских войск на мысе Херсонес.

Потерпев сокрушительное поражение в Крыму, немецко-фашистские войска отошли в Севастополь. Пытаясь спасти остатки своей разбитой 17-й армии, немецкое командование направило на их эвакуацию все имевшиеся в его распоряжении плавсредства. Советская морская авиация вела настоящую охоту за транспортами противника. Только эскадрилья гвардии старшего лейтенанта в это время совершила 192 боевых вылета, при этом потопив 5 транспортов общим водоизмещением до 14500 тонн, 4 быстроходные десантные баржи, 2 сторожевых корабля, 2 торпедных катера и 3 самоходных парома типа «Зибель». Гвардии старший лейтенант Н. В. Пысин за тот же период произвёл более 15 боевых вылетов, пустив на дно 4 транспорта и 3 самоходных понтона с войсками. Одним из самых результативных оказался боевой вылет 11 мая 1944 года. Группа из 12 Ил-2, ведомая Н. В. Пысиным, атаковала вражеский караван недалеко от Севастополя. Николай Васильевич наметил целью самый крупный из транспортов водоизмещением около 4500 тонн. Атака была дерзкой и смелой: с пикирования Пысин сбросил на цель 4 авиабомбы ФАБ-100 с высоты всего 100 метров. В результате прямых попаданий транспорт через несколько минут затонул. Другие лётчики группы в это время потопили десантную баржу и повредили два транспорта, которые позднее были уничтожены другой группой.

15 мая 1944 года командир 8-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии подполковник Н. В. Челноков представил гвардии старшего лейтенанта Н. В. Пысина к званию Героя Советского Союза. Наградной лист ушёл на согласование в штаб Черноморского фронта, однако 19 мая 11-я штурмовая авиационная дивизия, в состав которой входил полк, получила приказ о передислокации на Балтику. Наградной лист по всей видимости затерялся и 28 июня 1944 года командир полка представил Н. В. Пысина к высокому званию вторично. К этому времени Николай Васильевич уже стал гвардии капитаном и успел совершить 12 боевых вылетов на штурмовку финских укреплений на Карельском перешейке и уничтожение вражеских плавсредств в Финском заливе. За период с 10 по 22 июня он пустил на дно два транспорта общим водоизмещением 4000 тонн и минный тральщик. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии капитану Пысину Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После разгрома финских войск в Карелии 11-я штурмовая авиационная дивизия ВВС Краснознамённого Балтийского флота активно включилась в Прибалтийскую стратегическую операцию. Гвардии капитан В. Н. Пысин сражался на территории Эстонии, Латвии и Литвы, в составе своего подразделения освобождал город Таллин, штурмовал Мемель. Затем участвовал в блокаде немецкой группы армий «Курляндия». 20 февраля 1945 года самолёт В. Н. Пысина был сбит в районе станции Падоне. Пысин пытался совершить вынужденную посадку, но от жёсткого удара о землю сдетонировали авиабомбы, и его выбросило из самолёта. Сильно контуженного лётчика подобрали немецкие солдаты. Единственное, что успел сделать Николай Васильевич до пленения — это оторвать Звезду Героя от плашки и сунуть её в рот. Два с небольшим месяца Пысин находился в плену и всё это время прятал награду в ротовой полости. Сначала Николая Васильевича поместили в лагерь для военнопленных лётчиков в замок Гроссмеергофен близ Нойбранденбурга. Здесь его немного подлечили, после чего перевели в шталаг-XIIIБ в городке Вайден. 23 апреля 1945 года концлагерь был освобождён частями 90-й пехотной дивизии США, и Н. В. Пысин скоро смог вернуться в свой полк, где его считали погибшим. К этому времени советские войска завершили разгром земландской группировки противника, и лётный состав 8-го гвардейского штурмового авиационного полка к боевой работе практически не привлекался.

После окончания Великой Отечественной войны Н. В. Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас он уволился в звании подполковника. Жил в Москве. Работал в Гражданском воздушном флоте во Внуково. Летал на самолётах Ил-14, Ил-18 и Ту-114. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года. Похоронен на Донском кладбище столицы.

Владелец страницы: нет
Поделиться