Рудницкий Михаил Алексеевич
Рудницкий Михаил Алексеевич
27.03.1897 — 17.01.1976

Рудницкий Михаил Алексеевич — Биография

Рудницкий Михаил Алексеевич (1897—1976) — кораблестроитель, главный конструктор и строитель крейсерских подводных лодок типа «К» XIV серии, участник Первой мировой, Гражданской и Великой отечественной войн, инженер-контр-адмирал.

Михаил Алексеевич Рудницкий родился 27 марта 1897 года в городе Вытегра Санкт-Петербургской губернии.

В 1916 году окончил реальное училище в Вытегре и поступил в Морское инженерное училище.

Участие в Первой мировой и Гражданской войнах

После закрытия училища в октябре 1918 года, Михаил Рудницкий добровольно пошёл служить на военные корабли РККФ. Был назначен старшим машинистом линкора «Полтава», участвовал в боях с немцами на Балтике. В апреле 1919 года вместе с группой моряков линкора ушёл рядовым на сухопутный фронт и в составе морских отрядов воевал против войск Юденича под Гатчиной. В июне 1919 года вновь вернулся на флот старшим машинистом эскадренного миноносца «Уссуриец», Участвовал в боях с белогвардейцами и белофиннами на Онежской флотилии, а в июле 1919 года в Видлицкой десантной наступательной операция РККА и РККФ против «Олонецкой добровольческой армии» на Ладоге. Затем служил старшим машинистом на минных заградителях «Яуза» и «Нарова», участвовал в постановке мин в Финском заливе, чтобы преградить немецким кораблям путь к Петрограду.

Учёба в Военно-морской академии

С апреля 1920 года продолжил образование в Соединённых классах по подготовке комсостава флота.

В октябре 1920 года стал слушателем механического факультета Военно-морской академии. Летом 1921 года занятия в академии были прекращены, а все слушатели распущены, их политическую благонадёжность проверяла специальная комиссия в связи с кронштадтским мятежом. В это время М. Рудницкий нанялся механиком на шхуну «Шарлотта», которая в августе 1921 года вышла из Петрограда и совершила плавание на Новую Землю для поиска месторождений каменного угля по программе Северной научно-промысловой экспедиции. В середине октября «Шарлотта» благополучно ошвартовалась в Архангельске.

В 1922 году Рудницкий, вернувшись в Петроград, продолжил обучение в Военно-морской академии, которую окончил в 1923 году

Конструктор и строитель подводных лодок

В октябре 1923 года Рудницкий был назначен старшим судовым механиком на подводную лодку «Красноармеец» типа «Барс» (бывший «Леопард»), базировавшуюся в Кронштадте.

С ноября 1926 года по декабрь 1928 года — старший судовой механик подводной лодки «Пролетарий»

Во время службы на подводных лодках М. Рудницкий досконально изучил устройство лодок и корабельных механизмов, вносил рационализаторские предложения по улучшению их работы.

В декабре 1928 года Рудницкий, по предложению Председателя Секции подводных лодок НТК ВМС А. Н. Гарсоева был назначен членом этой секции. В феврале 1931 года Рудницкий был назначен председателем секции. Рудницкий принимал непосредственное участие в разработке и корректировке первой советской кораблестроительной программы. Он участвовал в проектировании, строительстве и испытаниях головной подводной лодки I серии «Декабрист» и последующих. Он участвовал в разработке тактико-технических заданий, в проектировании и постройке подводных лодок типа «Ленинец», «Щука», «Правда», «Малютка», «Сталинец» и других.

С июля 1932 по май 1935 года Рудницкий — начальник секции проектирования подводных лодок Научно-исследовательского института военного кораблестроения ВМС РККА.

В январе 1934 года находился в составе советской военно-морской миссии во Франции.

15 апреля 1935 года на заседании Совета Труда и Обороны в Кремле, в присутствии К. Е. Ворошилова, Г. К. Орджоникидзе, командования ВМФ и руководителей промышленности, Рудницкий защитил свой проект — строительства новых крейсерских подводных лодок типа «К» XIV серии (первоначально он назывался КР (Крейсер Рудницкого), — мощных отечественных ПЛ, предназначенных для действий в океане, на большом удалении от баз.

С мая 1935 был в резерве РККА, находился в распоряжении Народного Комиссариата судостроительной промышленности. До 1936 года руководил разработкой рабочих чертежей подводных лодок типа «К», а с 1936 по 1942 год был главным строителем этих подлодок на заводах № 194, 196, 198 в Ленинграде. В этот период выполнял должности помощника главного инженера ЦКБ-18 (с мая 1939 по февраль 1940 года), начальника Конструкторского Бюро № 2 завода № 194 (с февраля 1940 по апрель 1941 года), главного строителя ПЛ на заводе № 194 (с апреля 1914 по декабрь 1942 года).

Под руководством инженера-капитана 2 ранга М. Рудницкого перед войной было построено шесть ПЛ типа «К», ещё пять достраивались в блокадном Ленинграде. В 1941 году Рудницкий успешно руководил сдаточными испытаниями подлодки «К-51» в Балтийском море.

10 мая 1942 года Рудницкий прибыл на Северный флот. Помогал личному составу «катюш» (в частности на ПЛ «К-3») отрабатывать минные постановки, против кораблей фашистской Германии.

С декабря 1942 года инженер капитан 1 ранга М. А. Рудницкий работал начальником отдела проектирования подводных лодок НТК НК ВМФ.

Служба и работа в послевоенный период

С июня 1946 по апрель 1953 годы М. А. Рудницкий служил Начальником Управления подводных кораблей Главного Управления кораблестроения (ГУК) ВМФ СССР. В этот период работал над обобщением опыта боевых действий подводных лодок в период Второй мировой войны. С этой целью в мае 1947 был командирован уполномоченным ГУК при Главноначальствующем СВАГ в Германию для изучения методологии поточного серийного строительства подводных лодок на немецких верфях во время войны. Руководил работами специалистов ЦКБ-18 и представителей ВМФ, специально направленных в Германию, а также отбором и отправкой в Советский Союз трофейного вооружения, оборудования и специального имущества, необходимого для восстановления советского Военно-морского флота. По результатам командировки написал статью: «Материалы по германскому подводному судостроению в годы Второй мировой войны». Редактировал три Сборника сведений об эксплуатационных неисправностях и боевых повреждениях советских подводных лодок всех серий.

27 января 1951 года М. А. Рудницкому было присвоено звание — инженер-контр-адмирал.

В Главного Управления кораблестроения служил до 1956 года — начальником 2-го отдела (апрель-июль 1953), главным инженером по ПЛ и начальник 2-го и 3-го отделов (июль 1953-май 1956). В это время участвовал в разработке и реализации послевоенной кораблестроительной программы в части подводных лодок.

С мая 1956 года проходил службу в Главном Штабе ВМФ. Адмирал по исследованию оперативно-тактических проблем ГШ ВМФ (май 1956- июнь 1957). С июня 1957 по июнь 1958 года находился в распоряжении Главнокомандующего ВМФ СССР.

С июня 1958 по январь 1961 года — член Научно-технического комитета по военно-морской технике. С января по март 1961 - в распоряжении ГШ ВС. Руководитель обучения экипажей ПЛА в Обнинске.

В марте 1961 года уволен из Вооружённых Сил в запас по возрасту, но продолжал работать в Центральном управлении ВМФ.

Михаил Алексеевич Рудницкий умер 17 января 1976 года и похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться