Черняков Алексей Григорьевич
Черняков Алексей Григорьевич
17.05.1955 — 14.07.2010

Черняков Алексей Григорьевич — Биография

Алексе́й Григо́рьевич Черняко́в (17 мая 1955 — 14 июля 2010) — российский учёный, философ и математик, один из лидеров возрождения философского образования в России. Был профессором ряда высших учебных заведений Санкт-Петербурга: Института «Высшая религиозно-философская школа», Русской христианской гуманитарной академии, Смольного института свободных искусств и наук. Имел степени кандидата физико-математических наук, доктора философии Свободного Университета в Амстердаме, доктора философских наук Российского государственного университета в Москве.

В 1976 году окончил математико-механический факультет Санкт-Петербургского университета, занимался теоретическими и прикладными вопросами математики, публиковал свои работы в отечественных и зарубежных крупных математических журналах, работал в математическом отделе, возглавляемом профессором Н. Н. Воробьёвым в Институте социально-экономических проблем РАН, где в 1980 году защитил кандидатскую диссертацию по физико-математическим наукам под руководством профессора А. М. Вершика. Всегда чуткий к слову и языку, А. Г. Черняков изучал иностранные языки во время учёбы в университете, и затем дополнительно посещал занятия древнегреческого, латыни, санскрита у лучших педагогов Санкт-Петербургского университета А. К. Гаврилова, С. А. Тахтаджана, Т. Е. Катениной. Работа как с современными европейскими (английским, немецким, французским), так и древними языками была одной из любимейших, и весьма пригодилась Алексею Григорьевичу впоследствии, когда он занялся переводами классических богословских и философских текстов.

Алексей Черняков являлся членом-основателем Санкт-Петербургского союза учёных, независимой неправительственной организации, объединяющей более 900 членов — учёных-исследователей, преподавателей вузов, сотрудников архивов и музеев, правительственных структур и коммерческих фирм. В 1990 году вместе с Н. А. Печерской стал одним из основателей нового, негосударственного образовательного института «Высшей религиозно-философской школы» в Санкт-Петербурге, учреждённого Санкт-Петербургским союзом учёных. Со временем Алексей Григорьевич возглавил кафедру философии в ВРФШ, и стал проректором по научной работе этого института.

Институт предоставил возможность А. Г. Чернякову совершенствоваться в философии за рубежом, сначала в Англии, а затем в Нидерландах. Он прошёл научную стажировку в университетах Кембриджа и Амстердама, где помимо работы в библиотеках он читал ряд лекционных курсов. Его научная компетенция в философии росла вместе с его выступлениями и докладами на научных семинарах, международных конференциях, участием в дискуссиях с видными философами. Его оппонентами в разное время были такие учёные, как логик Тимоти Смайли (англ.)русск., специалист по античной философии Майлс Барнеет (англ.)русск., основатель деконструкции Жак Деррида, герменевт и онтолог Patrick Heelan, Отто Пёггелер (нем.)русск., феноменологи Jitendra Nath Mohanty, Theodor de Boer, Rudolf Bernet, Клаус Хельд (нем.)русск..

В 2001 году защитил докторскую диссертацию по философии в Свободном университете Амстердама. Поскольку докторская диссертация защищенная за рубежом, тогда не была признана в России, Черняков в 2003 году защитил докторскую диссертацию по философии в Москве в Российском государственном гуманитарном университете, по теме «Время и бытие в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера».

Широта научных поисков А. Г. Чернякова отобразилась в интересе ко всем областям в истории философии. Как отмечают коллеги, работая в этом едином историко-философском пространстве, Алексей Григорьевич предлагал не ограничиваться «мейнстримами», но включать в научный оборот, исследовать по крупицам то, что традиционно оказывалось на периферии внимания (фрагменты Демокрита, стоиков, эпикурейцев и т. п.), причем работать с вновь прорабатываемым материалом междисциплинарно — философски, филологически, исторически, используя возможности различных наук и адаптируя дискуссии к различным аудиториям (в чем, кстати, он видел важное назначение философии в наши дни).

Активный участник петербургской группы по переводу и публикации текстов Мартина Хайдеггера, принимавшей участие в международном проекте — «Разработка концепций перевода немецкой философской классики ХХ века (Гуссерль и Хайдеггер)», осуществляемого с 1995 году в рамках программы INTAS.

Одной из основных тем его философских поисков, была разработка проблемы тождества математики и онтологии, в последнее время он работал на стыке современной философии и новейшей математики, пытаясь соединить свои интересы молодых и зрелых лет. Значительное влияние на формирование и разработку этой концепции оказали работы Алена Бадью «Бытие и событие» и «Логики миров», по которым Черняков проводил специальные текстологические семинары, рассчитанные не только на философскую публику, но и на математическое сообщество.

Лично мотивированная необходимость Чернякова проследить и выявить взаимосвязь между этической позицией мыслителя, обстоятельствами его жизнедеятельности в разных сферах социального бытия и характером онтологической концепции, — актуализировали значение этических идей Эммануэля Левинаса.

В 2009—2010 годах читал лекции в Русской христианской гуманитарной академии и Математическом институте им. В. А. Стеклова, Смольном институте в Санкт-Петербурге, где вёл семинары на стыке современной философии и математики.

Как отмечает М. С. Уваров, уровень переводов (и понимания) М. Хайдеггера, продемонстрированный А. Г. Черняковым, может служить высочайшей планкой для его последователей. Цикл его семинаров последних лет, посвященный, в частности, непереведенным на русский язык текстам А. Бадью, вряд ли имеют аналог в современной российской философии. И вообще — безукоризненность — это, пожалуй, основное качество, которое отличало А. Г. Чернякова.

Скоропостижно умер 14 июля 2010 года от инсульта. Похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга.

Владелец страницы: нет
Поделиться