Кубрик Стэнли
Кубрик Стэнли
26.07.1928 — 07.03.1999

Кубрик Стэнли — Биография

Стэ́нли Ку́брик (англ. Stanley Kubrick, 26 июля 1928 — 7 марта 1999) — американский кинорежиссёр, фотограф и продюсер, один из самых влиятельных и новаторских кинематографистов второй половины XX столетия.

Фильмы Кубрика, большая часть которых основана на литературных первоисточниках, сняты с большим техническим мастерством и насыщены остроумными решениями. К особенностям его режиссёрского почерка относят специфическое использование крупных планов, необычного панорамирования, наплыва, а также смелое употребление популярной и классической музыки.

С содержательной точки зрения Кубрик часто рисует одиночество человека в том мире, который он создал для себя, тенденцию общества к автоматизации социальных процессов, а человека — к изоляции от окружающей действительности.

Ранние годы

Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке, в семье евреев — выходцев из Австро-Венгерской империи. Его отец, Якоб (позже Жак Леонард) Кубрик (Jacob Cubrick, или Jacques Leonard Kubrick, 1902—1985), был родом из Восточной Галиции и работал врачом-хирургом. Мать, Гертруда (позже Сэйди) Первелер (Sadie Gertrude Perveler, 1903—1985), происходила из Буковины и была домохозяйкой. В детстве Стэнли жил в Бронксе, в квартире 2160 на проспекте Клинтона. Семья Кубрик не была религиозной, хотя Якоб и Гертруда были женаты по еврейской церемонии.

Отец Стэнли научил его игре в шахматы в возрасте двенадцати лет, и этой игрой он оставался одержим на протяжении всей своей жизни. Кроме того, отец купил для сына фотокамеру фирмы Graflex, когда тому было тринадцать лет, что повлияло на дальнейшее его увлечение фотографией. В старших классах Кубрик играл на ударных в школьном свинг-коллективе и одно время мечтал стать джаз-музыкантом. Родители очень любили Стэнли и предоставляли ему большую свободу: он гулял по городу и занимался тем, что ему было интересно.

После начальной школы Кубрик поступил в среднюю школу имени Уильяма Говарда Тафта, где учился с 1941 по 1945 годы. У него была плохая успеваемость, 67 баллов из ста в среднем. Школу он окончил в 1945 году, но из-за плохих знаний не смог поступить в высшее учебное заведение. Позже, Кубрик пренебрежительно отзывался о своем воспитании и образовании, утверждая, что ничего в школе его не интересовало. Родители отправили его жить в Лос-Анджелес к родственникам, где он жил в течение года.

Ещё в средней школе, он был выбран на год официальным школьным фотографом. В 1946 году он часто посещал вечерние занятия в Городском колледже Нью-Йорка (англ. City College of New York; CCNY), но затем их бросил. В конце концов, он начал искать работу в качестве независимого фотографа и подыскивать место учёбы. В 1946 году он стал подрабатывать фотографом для журнала Look, а затем стал их штатным фотографом. Кроме того, Кубрик зарабатывал игрой в шахматы в Вашингтон-сквер и в различных шахматных клубах Манхэттена.

За годы работы в журнале Look, Кубрик женился на Тобе Этте Метц (родилась в 1930 году) 29 мая 1948 года. Они жили в Гринвич-Виллидж, и развелись в 1951 году. В это время Кубрик начал посещать показы фильмов в музее современного искусства и кинотеатрах Нью-Йорка. Он был особенно вдохновлён творчеством Макса Офюльса, чьи фильмы впоследствии повлияли на визуальный стиль Кубрика.

Первые фильмы

В 1951 году друг Кубрика, Алекс Сингер, убедил его, что ему следует начать зарабатывать на съёмках короткометражных документальных фильмов для компании March of Time — поставщик кинохроники в кинотеатры. Кубрик согласился, и на собственные деньги снял короткометражный документальный фильм «День схватки» в 1951 году. В фильме, в частности, был использован необычный стиль съемки, который стал одним из ярких операторских приемов Кубрика. Хотя компания March of Time разорилась в том же году, Кубрик продал «День схватки» кинокомпании RKO Pictures за $ 100. Вдохновлённый своим ранним успехом, Кубрик уволился из журнала Look и начал работать над своим вторым короткометражным документальным фильмом, «Летящий падре» (1951), финансируемым RKO. Четвёртой его работой был короткометражный фильм «Морские наездники» (1953), первый цветной фильм Кубрика. Это был 30-минутный рекламный фильм, созданный для международного профсоюза моряков. Эти три фильма составляют единственные сохранившиеся документальные работы Кубрика. Однако, считается, что он был вовлечен в съёмки других короткометражных фильмов, которые были утрачены. Ни одна из этих плёнок никогда не была официально выпущена, хотя они широко транслировались, а их фрагменты используются в документальном фильме «Стэнли Кубрик: Жизнь в кино». Кроме того, «День схватки» и «Летящий падре» были показаны по каналу ТСМ.

«Страх и вожделение», «Поцелуй убийцы»

Кубрик перешёл на съёмки фильмов с картины «Страх и вожделение» (1953), рассказ о команде солдат пойманных в тылу врага во время боевых действий. Хоть картина «Страх и вожделение» получила положительные отзывы, но в результате фильм провалился в прокате. В более поздние годы, Кубрик смущался от упоминания этого фильма, который он стал называть любительской работой. Он отказывался показывать свой фильм по телевидению и сделал все возможное, чтобы убрать этот фильм из общественного обращения. Но по крайней мере, один экземпляр остался в руках частного коллекционера и впоследствии (после смерти режиссёра) фильм был издан на VHS-кассетах, а позднее на DVD.

Во время работы над фильмом «Страх и вожделение» распался брак Кубрика с Тобой Мец. Он встретил свою вторую жену, танцовщицу и театральную художницу австрийского происхождения Рут Соботка, в 1952 году. Они жили вместе в Ист-Виллидж с 1952 года до их свадьбы, состоявшейся 15 января 1955. Тем же летом они переехали в Голливуд. Соботка сыграла эпизодическую роль в следующем фильме Кубрика, «Поцелуй убийцы» (1955), также была арт-директором на съёмках фильма «Убийство» (1956).

Так же, как и «Страх и вожделение», «Поцелуй убийцы» стал короткометражным художественным фильмом, продолжительностью чуть более часа. Фильм был встречен ограниченным коммерческим и критическим успехом. Фильм рассказывает о молодом боксёре-тяжеловесе, находящемся в конце своей карьеры, он попадает в любовный треугольник, в котором его соперник замешан в криминальных делах. Оба фильма («Страх и вожделение» и «Поцелуй убийцы») были сделаны на собственные деньги Кубрика и пожертвования друзей.

«Убийство»

Алекс Зингер представил молодого Кубрика продюсеру по имени Джеймс Б. Харрис, и они стали близкими друзьями. Их бизнес-партнёрство, Harris-Kubrick Productions, будет финансировать последующие три фильма Кубрика. Они вместе купили права на роман Лайонела Уайта под названием «Перерыв на чистку», который Кубрик превратил в сценарий к фильму «Убийство». Несмотря на восхищённые рецензии и отзывы критиков, фильм не имел финансового успеха. Во многих отношениях «Убийство» следовало концепциям фильмов нуар. Хотя жанр нуар достиг рекордной популярности в 1940 году, сюжет, режиссёрские приемы и кинематографичность «Убийства» вызвали возрождение этого жанра, и сейчас оно считается одной из лучших картин в этом жанре.

Широкая известность «Убийства» принесла Harris-Kubrick Productions заинтересованность компании Metro-Goldwyn-Mayer. Студия предложила им свою богатейшую коллекцию купленных прав на экранизацию рассказов, из которой Кубрик мог выбрать свой следующий проект. За это время Кубрик также сотрудничал с Колдером Уиллингтоном по экранизации австрийского романа «Жгучая тайна».

«Тропы славы»

Следующим фильмом Кубрика стал «Тропы славы» (1957), в основу которого лёг роман, написанный во время второй мировой войны Хэмфри Коббом. Речь в романе (как и в фильме) идёт о французском офицере, которому высокопоставленное начальство приказало вести своих людей на смертельное задание. В результате провала миссии, трёх невинных солдат обвиняют в трусости и собираются казнить, в качестве примера для других войск. Кирк Дуглас (исполнитель главной роли) сыграл важную роль в поисках и обеспечении финансирования амбициозного производства. Фильм не имел значительного коммерческого успеха, но был признан в этой отрасли киноиндустрии. Самого Кубрика после съёмок фильма стали воспринимать в качестве основного подающего большие надежды молодого режиссёра. Критики на протяжении многих лет хвалили этот фильм, а Стивен Спилберг назвал его одним из своих любимых фильмов Кубрика.

В ходе производства «Тропы славы», в Мюнхене, Кубрик встретил романтическую молодую немецкую актрису Кристиан Харлан (в титрах указано её сценическое имя, «Сюзанна Кристиан»), которая играла единственную женскую роль в фильме. Кубрик развёлся со своей второй женой Рут Соботка, в 1957 году. Кристиана Сюзанна Харлан (родилась в 1932 г. в Германии) принадлежала к театральной семье и училась на актрису. Кристиана и Стэнли поженились в 1958 году и оставались вместе до самой смерти Стэнли Кубрика в 1999 году. Во время своего брака с ним, Кристина сосредоточилась на карьере художницы.

«Спартак»

После своего возвращения в Соединённые Штаты Кубрик работал в течение шести месяцев над фильмом с Марлоном Брандо под названием «Одноглазые валеты» (1961). Но их представления расходились по поводу целого ряда решений, Брандо в конечном итоге уволил Кубрика и решил собственноручно закончить фильм. Кубрик работал над рядом непродюсируемых киносценариев, в том числе над сценарием к фильму «Помешанный на свободе», пока Кирк Дуглас не попросил его взять на себя режиссёрские обязанности по производству фильма, продюсируемого самим Дугласом, — «Спартак» (1960). Первоначально режиссёрское кресло занимал Энтони Манн, который был уволен студией спустя две недели после начала съёмок.

Исходя из реальной истории обречённого восстания рабов Римской империи, «Спартак» был трудным проектом. В результате между Кубриком и Дугласом возникли творческие разногласия, которые выливались в открытые конфликты. Столкнувшись с отсутствием полного творческого контроля, Кубрик позднее отрёкся от своей большой роли в производстве фильма, что ещё больше разозлило Дугласа. Дружба двух кинодеятелей, возникшая при съемках «Тропы славы», была стёрта в порошок на съёмках «Спартака». Годы спустя Дуглас называл Кубрика «талантливым дерьмом» (англ. a talented shit).

Несмотря на череду разногласий, «Спартак» был коммерческим успехом и создал громкое имя Кубрика. Однако производство этого фильма убедило Кубрика найти новые способы работы с финансированием Голливуда, оставаясь независимым от голливудских продюсеров. «Спартак» получил 4 премии «Оскар».

«Лолита» и переезд в Великобританию

В 1962 году Кубрик переехал в Англию, чтобы снять свой следующий фильм «Лолита». Здесь он и будет жить до конца своей жизни. Основной причиной для переезда послужило то, что «Лолиту» можно было снимать в стране с более мягкой цензурой, чем США. Но и после "Лолиты" Кубрику пришлось оставаться в Англии - сначала для съёмок фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», так как Питеру Селлерсу было запрещено в тот период покидать Англию (в связи с бракоразводным процессом), и затем при работе над «Космической одиссеей 2001 года», для которой требовалась мощность звука, недоступная тогда в Америке. Впрочем, после съёмок "Лолиты" и "Доктора Стрейнджлава" уже на ранних этапах планирования «Космической Одиссеи 2001 года» Кубрик решил поселиться в Англии навсегда.

Решив обосноваться в Англии, Кубрик купил Эббот Мид, усадьбу под Лондоном, неподалеку от киностудии в Боремвуде. Его семья поселилась в доме, обнесённом высоким забором, и почти никого не принимала. Словно для того, чтобы подчеркнуть своё двойное гражданство, режиссёр сохранил свою нью-йоркскую квартиру в районе Центрального парка.

«Лолита» стала первым фильмом Кубрика породившим общественные споры. Книга русского писателя Владимира Набокова рассказывает о романе между зрелым мужчиной по имени Гумберт и его двенадцатилетней падчерицей. Роман был уже печально известен как «непристойный» и породил знаменитый судебный процесс. Кубрик попросил Набокова адаптировать свой роман на экране. Писатель изначально подготовил 400-страничную версию сценария, который он затем сократил до 200 страниц. Окончательную версию сценария дописал сам Кубрик, а вариант Набокова вошёл в фильм лишь на 20 %. Набоков опубликовал оригинальный (свой) сценарий под названием «Лолита: сценарий».

До выпуска фильма Кубрик понял, что для получения одобрения со стороны Производственного кодекса, сценарий не должен быть чрезмерно провокационным. Кубрик попытался внести некоторые элементы, которые более приемлемо ссылались на сексуальные отношения Гумберта и Лолиты.

Оценки кинокритиков были смешанными после премьеры фильма; многие хвалили его за смелые решения, а другие были удивлены отсутствием близости между Лолитой и Гумбертом. Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «самая многообещающая начинающая актриса». Кроме того, картина была номинирована на семь наград.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»

Следующий фильм Кубрика, «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964), стал культовым фильмом, а сейчас считается классикой. Роджер Эберт написал, что это лучший сатирический фильм, когда-либо сделанный. Сценарной основой фильма послужил роман «Красная Тревога», написанный бывшим капитаном авиации ВВС США Питером Джорджом. «Красная тревога» является серьёзной поучительной историей о случайной атомной войне. Тем не менее, Кубрик представил условия, ведущие к ядерной войне, настолько абсурдно, что эта история стала чёрной комедией.

Интересным является и то, что актёр Питер Селлерс, сыгравший эпизодическую, но ключевую роль в «Лолите», в «Докторе Стрейнджлаве» сыграл трёх разных персонажей: президента США Меркина Маффли, самого доктора Стрейнджлава и капитана Лайонела Мандрейка. Кубрик позже назвал Селлерса «Невероятным», но выразил сожаление из-за того факта, что маниакальной энергии актёру редко хватало более чем на два или три дубля. Чтобы преодолеть эту проблему, Кубрик снимал двумя камерами одновременно, давая Селлерсу импровизировать.

«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» стал прообразом антивоенных движений в поздних 1960-х годах (через несколько лет после выпуска фильма). В фильме было показано в высшей степени скептическое отношение к военной политике США, которая считалась идеальной (в Соединённых Штатах) до момента выпуска фильма.

«Космическая одиссея 2001 года»

Кубрик потратил пять лет на разработку своего следующего фильма, «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Кубрик написал сценарий совместно с писателем-фантастом Артуром Кларком, расширив сюжетную линию рассказа Кларка «Часовой». «Он хотел сделать фильм, который все признали бы действительно хорошей научной фантастикой», — рассказывал Кларк.

Новаторские визуальные эффекты были созданы под надзором Кубрика, им была собрана команда, которая включала молодого Дугласа Трамбала, который позже стал известным за его работу над фильмами «Молчаливый бег» и «Бегущий по лезвию». Во время съёмок Кубрик широко использовал метод блуждающей маски для запечатления космических полетов, эта же методика использовалась также девять лет спустя Джорджем Лукасом в создании фантастической саги Звездных войн, хотя фильм Лукаса также использовал и другие эффекты, подобно motion-control, которые были недоступны для Кубрика в середине 60-х. Яркой была работа легендарного британского оператора Джеффри Ансуорт, который позже снимал классические фильмы, такие как «Кабаре» и «Супермен». Производственным компаниям были даны консультации относительно того, каков будет дизайн специального оборудования и бытовых предметов в недалёком будущем. В фильме также представлен редкий случай реального изображения космических путешествий, при полном молчании в вакууме космоса и реалистичное изображение невесомости.

Фильм известен благодаря уместному использованию классической музыки Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» и вальса Иоганна Штрауса «Голубой Дунай», сделав их на некоторое время нестираемо связанными с фильмом, особенно первого, остававшегося неизвестным широкой публике до выхода фильма. Кубрик также использовал музыку современного венгерского авангардиста-композитора Дьёрдя Лигети, хотя некоторые части его композиций были изменены без согласия Лигети.

Хотя в конечном итоге фильм имел огромный успех, он изначально не был принят, как неоспоримый хит. Первоначальная реакция критиков была крайне враждебной, они опирали свои нападки на отсутствие частых диалогов, медленность действия, и, казалось бы, недоступный сюжет для фильма. Один из немногих защитников фильма была Пенелопа Гиллиатт которая назвала его (в рецензии журнала The New Yorker) «в каком-то роде великое кино» (англ. some kind of a great film). Фильм получал положительные отзывы молодой аудитории, особенно относящейся к контркультуре 1960-х годов, за сцены кажущегося психоделичным путешествия в бесконечном течении космоса — всё это сделало фильм хитом. Оставшись без наград в номинациях за лучшую режиссуру, лучшую работу сценариста, а также продюсерскую работу, единственный Оскар Кубрик получил за визуальные эффекты к фильму «Космическая одиссея 2001». Сегодня, однако, многие считают «Космическую одиссею 2001» величайшим научно-фантастическом фильмом всех времён.

В художественном плане «Космическая одиссея 2001 года» радикально отличалась от предыдущих работ Кубрика. Фильм содержит всего 45 минут диалога, в течение всего хронометража фильма, продолжительностью два часа двадцать минут. Наиболее памятные в фильме слова принадлежат компьютеру HAL 9000 в его диалогах с Дэйвом Боуманом. Некоторые утверждают, что Кубрик противопоставляет гуманизм будущего стерильному миру машин. Неоднозначный конец фильма продолжает поражать современных зрителей и критиков. После этого фильма Кубрик больше никогда не будет столь радикально экспериментировать со спецэффектами и повествовательной формой, однако его последующие фильмы будут поддерживать некоторый уровень неопределённости, который был заложен в «Космической одиссее».

Интерпретации фильма многочисленны и довольно разнообразны. Несмотря на то, что картина была выпущена в 1968 году, она всё ещё порождает дискуссии. А когда критик Джозеф Гэльмис спросил Кубрика о смысле фильма, тот ответил:

Эти вопросы я предпочитаю не обсуждать, потому что они очень субъективны и ответы на них будут меняться от зрителя к зрителю. В этом смысле фильм становится всем тем, что зритель видит в нём. Если фильм вызывает эмоции и проникает в подсознание зрителя, если он стимулирует какие бы то ни было, пусть зачаточные, мифологические и религиозные стремления и импульсы, то это его успех. Оригинальный текст (англ.)

hey are the areas I prefer not to discuss, because they are highly subjective and will differ from viewer to viewer. In this sense, the film becomes anything the viewer sees in it. If the film stirs the emotions and penetrates the subconscious of the viewer, if it stimulates, however inchoately, his mythological and religious yearnings and impulses, then it has succeeded.

«Космическая одиссея 2001 года», пожалуй, самый известный и влиятельный фильм Кубрика. Стивен Спилберг назвал его «Большим Взрывом» (англ. Big Bang) поколения, сосредоточившим свое внимание на космической гонке. Он был предшественником взрыву кинорынка научной фантастики девять лет спустя, который начался с выпуска фильмов «Звездные войны» и «Близкие контакты третьей степени». Но вышел на два года позже известнейшего «Звёздного пути».

«Заводной апельсин»

После «2001: Космическая одиссея» Кубрик снимет фильмы Warner Bros. и сначала пытался сделать фильм о жизни Наполеона Бонапарта. Но проект не получил финансирования и Кубрик начинает поиски проекта, который он может снять быстро на небольшой бюджет. В итоге он остановился на «Заводном апельсине» (1971). Его адаптация романа Энтони Берджесса — «тёмное, шокирующие исследование насилия в человеческом обществе». Фильм был выпущен с рейтингом X (NC-17) на территории США, что вызвало значительные споры. А постер фильма был создан легендарным дизайнером Биллом Голдом.

Действие фильма происходит в футуристической версии Великобритании, которая имеет авторитарный и хаотический характер. Центральный персонаж фильма — подросток-хулиган по имени Алекс ДеЛардж (роль исполняет Малкольм Макдауэлл), который вместе со своей шайкой «другов», получает наслаждение от драк, грабежей, пыток и изнасилований, совершая их без совести и раскаяния. Однако жестокое избиение и убийство пожилой женщины, наконец, привело Алекса в тюрьму. Алекс подвергается экспериментальному лечению отвращением, так называемой «технике Людовико», которое подавляет его стремление к агрессии, хотя он не имеет свободного нравственного выбора. При публичной демонстрации успехов техники, с Алексом жестоко обращаются, но он не сопротивляется — технология сделала его меньше, чем человеком. Однако у техники был и побочный эффект: она отвращала его от классической музыки, любовь к которой была одной из немногих его человеческих черт. После освобождения, он встречает своих бывших друзей, которые предали его и избили. Алекс становится пешкой в политической игре.

Обществом лента иногда воспринималась как коммунистическая (как Мишель Симан отметил в интервью с Кубриком, хотя сам он не считал фильм таковым) из-за его небольшой связи с русской культурой. Подростковый сленг имеет сильно выраженную лексику русского языка, которые можно отнести к первоисточнику Берджесса. Существует несколько свидетельств того, что общество в фильме является социалистическим, или, возможно, обществом, переживающим кризис или государством фашистского строя. В романе улицы изображены в стиле русского социалистического искусства, и в фильме есть фреска социалистического уклона — работа с ненормативной лексикой. Позже в фильме, когда новое правое правительство приходит к власти, атмосфера, безусловно, становится более авторитарной, чем анархистское настроение в начале фильма. Ответ Кубрика на вопрос Симена остается неоднозначным: непонятно, какое точно общество представлено в фильме. Он считал, что в фильме представлено сравнение между двумя партиями политического устройства — левой и правой, — и что между ними существует довольно мало разницы. Кубрик заявил, что «министр, которого сыграл Энтони Шарп, явно фигура правой партии. Писатель, Патрик Маги, это сумасшедший левый. … Они отличаются только в их догмах. Их Средства и методы почти ничем не отличаются».

Кубрик снял «Заводной апельсин» быстро и почти всё время находясь в Лондоне и его окрестностях. Несмотря на низкий технологический характер в фильме по сравнению с «2001: Космическая Одиссея» Кубрик показал свой талант для инноваций; для съемок одной сцены, он бросал камеры модели «Ньюмен Синклер» с пружинным мотором с крыши, для того, чтобы добиться эффекта, которого он хотел.

Огромное значение для сюжета играл тот факт, что главный герой, Алекс, любит классическую музыку, и что «промывка мозгов» после лечения Людовико случайно у него вызывает отвращение к его любимой девятой симфонии Бетховена . Таким образом, было естественно для Кубрика продолжать традиции начатые в «2001: Космическая одиссея» по использованию множества классических композиций в фильме. Тем не менее, в этом фильме, классическая музыка сопровождает сцены насилия и хаоса. Критики Полин Кейл (которая, как правило, не любила Кубрика) и Роджер Эберт (который часто хвалил Кубрика) нашли в использовании Кубриком классической музыки как сопровождающего фона для насилия в этом фильме неприятное, Эберт называя это «милое, дешевое, тупиковое измерение»(англ. cute, cheap, dead-end dimension), а Кейл «большим самомнением» (англ. self-important). Берджесс, при адаптации романа, считал, что любовь к классической музыке — это то, что в конечном итоге спасло Алекса.

Фильм был очень спорным из-за изображения подросткового группового изнасилования и насилия. Он был выпущен в том же году, что и фильм Сэма Пекинпа «Соломенные псы» и Дона Сигела «Грязный Гарри», эти три фильма вызвали яростный спор в средствах массовой информации о социальном эффекте кинематографического насилия. Споры обострились, когда похожие преступления были совершены в Англии, преступники носили те же наряды, что и герои «Заводного апельсина». Британские читатели романа отметили, что Кубрик опустил заключительную главу (которая также исключалась из американского издания книги), в котором Алекс находит успокоение, смирение и приобретает здравый смысл.

После угроз убийства его и его семьи, Кубрик пошёл на необычный шаг — изъять фильм из показа в Великобритании. Он был недоступен в Соединенном Королевстве до своего переиздания в 2000 году, через год после смерти Кубрика, хотя фильм был разрешен в континентальной Европе. Кинотеатры Scala, в Кингс Кросс — Лондоне показали фильм в начале 1990-х годов (без разрешения режиссёра), и по настоянию Кубрика, кинотеатрам был предъявлен иск, в результате которого они были закрыты, тем самым лишив Лондон одних из своих немногих независимых кинотеатров.

В середине 1990-х годов, документальный фильм под названием Запретный плод, о вопросе цензуры, был выпущен в Великобритании. Кубрик не смог предотвратить использование документалистами кадров из «Заводного апельсина» в фильме.

«Барри Линдон»

Следующий фильм Кубрика, вышедший в 1975 году, был адаптацией романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Счастье Барри Линдона» («The Luck of Barry Lyndon»), также известного как «Барри Линдон», плутовского романа о приключениях и злоключениях ирландского игрока и авантюриста 18-го века.

Полин Кейл, которая враждебно отзывалась о предыдущей работе Кубрика, нашла «Барри Линдона» холодным, медлительным, и безжизненным кино. Хронометраж фильма, длиной более, чем три часа отпугнул многих американских критиков и зрителей, хотя и получил множество положительных отзывов от Рекса Рида и Ричарда Шикела. Журнал Time опубликовал рецензию на фильм, а Кубрик был номинирован на три награды Академии. Фильм в общем был номинирован на 7 наград Академии, и выиграл четыре — больше, чем любой другой фильм Кубрика. Несмотря на это, «Барри Линдон» не был успешен в США, но фильм привлек большую аудиторию в Европе, особенно во Франции.

Как и большинство фильмов Кубрика, репутация «Барри Линдона» росла на протяжении многих лет, особенно среди других режиссёров. Режиссёр Мартин Скорсезе назвал его своим любимым фильмом из всего творчества Кубрика.

Как и в других фильмах Кубрика, методы освещения сцен были весьма новаторскими. Самый известный прием заключался в том, что интерьер сцен снимались с помощью специально адаптированного сверхсветосильного объектива f/0.7 Zeiss и камеры изначально разработанной для NASA. Это позволило включить в фильм сцены снятые только при свечах, создавая рассеянное освещение, в результате многие сцены фильма напоминают картины 18-го века.

Как и два его предшественника, фильм не имеет оригинальной музыки. Ирландские народные песни (в исполнении Chieftains) в сочетании с произведениями, таких композиторов, как Антонио Вивальди «Концерт для виолончели», Иоганн Себастьян Бах «Двойной концерт», Георг Фридрих Гендель «Сарабанда» и Франц Шуберт «Немецкий Танец № 1», «Трио № 2» E ми-бемоль, «Экспромт № 1» до C минор. Музыка была отредактирована и адаптирована Леонардом Розенманом, за которую он получил «Оскар».

В 1976 году, художник Кен Адам, который работал с Кубриком над «Доктором Стрейнджлавом» и «Барри Линдоном», попросил Кубрика посетить недавно завершившейся этап съемок фильма из серии об агенте 007 в студию Пайнвуд и дать рекомендации по работе над готовящимся фильме о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил». Кубрик согласился проконсультировать с условием, что никто никогда не узнает о его причастности к фильму. Этот факт был раскрыт лишь после смерти Кубрика в 1999 году, когда в 2000 году он был обнародован Адамом в документальном фильме о создании «Шпион, который меня любил» на специальном издании DVD из серии фильмов об агенте 007.

«Сияние»

Темпы работы Кубрика значительно замедлились после «Барри Линдона», и он делал ещё один фильм на протяжении пяти лет. Картина «Сияние», выпущенная в 1980 году, основана на одноимённом бестселлере писателя Стивена Кинга. Главную роль исполнил Джек Николсон. Его персонаж — Джек Торранс — писатель, испытывает материальные затруднения, поэтому принимает предложение стать смотрителем отеля «Оверлук» в межсезонье. Отель-курорт расположен в горах Колорадо и зимой из-за снега отрезан от остального мира. Джеку с семьей — женой, Венди (Шелли Дюваль) и сыном, Дэнни, предстоит провести всю зиму в полной изоляции. Дэнни, обладающий даром видения — «сиянием», обнаруживает в отеле «гостей» — призраков, населяющих это место, бывшее когда-то индейским кладбищем. Отель открывает всё более ужасные образы не только для Дэнни: его отец медленно сходит с ума.

Фильм был снят полностью в лондонских павильонах. Для того, чтобы передать приступы клаустрофобии, угнетение и преследования в гостинице, Кубрик часто использует недавно изобретенную технологию «Стедикам», тяжелосбалансированная поддержка камеры, что позволило добиться плавных движений камеры в закрытых помещениях.

Больше чем любой из его фильмов «Сияние» породил легенду о Кубрике как перфекционисте с манией величия. Как сообщается, он потребовал сотни дублей некоторых сцен (примерно 1,3 миллиона футов пленки было растрачено впустую). Бесконечное повторение дублей особенно сложно давалось актрисе Шелли Дюваль, которая привыкла к импровизационному режиссёрскому стилю Роберта Олтмена.

После премьеры «Сияние» получил в основном негативные отзывы, но оказался коммерчески успешен. Как и с большинством фильмов Кубрика, реакция критиков со временем менялась в положительную сторону. Он часто появляется в верхней части различных списков лучших фильмов ужасов вместе с «Психо» (1960), «Изгоняющий дьявола» (1973) и другой классикой фильмов ужасов. Некоторые из сцен в фильме, такие как поток крови из старинного лифта, являются одними из самых узнаваемых и широко известных сцен, созданных Стэнли Кубриком. Финансовый успех «Сияния» вновь подарил кинокомпании «Уорнер бразерс» «веру в способность Кубрика сделать художественно удовлетворенные и выгодные фильмы после коммерческого провала „Барри Линдона“ в Соединенных Штатах».

Самому Стивену Кингу фильм не понравился. Он назвал Кубрика «человеком, который слишком много думает, а чувствует слишком мало». В 1997 году Кинг решил поработать с Миком Гэррисом для создания телесериала по мотивам романа, который более соответствовал оригинальному тексту.

«Цельнометаллическая оболочка»

Прошло семь лет прежде чем Кубрик снял следующий фильм. «Цельнометаллическая оболочка» (1987) — адаптации романа Густава Хасфорда о войне во Вьетнаме «Дембеля». В главной роли снялся Мэтью Модайн.

Фильм начинается в учебном центре корпуса морской пехоты, в штате Южной Каролине, США, где старший инструктор сержант Хартман жёстко тренирует новобранцев, с тем чтобы превратить их из бесполезных «червей» в мотивированых и дисциплинированных убийц. Рядового Лоренса Хартман гнобит по поводу его избыточной массы тела, недалёкости и неуклюжести; Хартман даёт ему прозвище «Гомер Пайл» (в некоторых вариантах перевода «Гомер Куча»). Гомер отчаивается справиться с подготовкой. Накануне окончания курса он сходит с ума и убивает Хартмана, прежде чем самому застрелиться.

В характерном для Кубрика стиле, вторая половина фильма переносит зрителя во Вьетнам вместе с сержантом Шутником (в других переводах — Джокером). Шутник отправляется туда в качестве корреспондента военной газеты «Звёзды и полосы». Хотя он морской пехотинец, на фронте он журналист, и, следовательно, вынужден соблюдать этику своей профессии.

Съёмки фильма полностью проходили в Англии, что было очень сложно для Кубрика и его съёмочной группы. Большая часть съёмок велась в Докланде, районе Лондона, а разрушенный город большей частью был создан художником-постановщиком Антоном Фёрстом. В результате фильм визуально очень отличается от других фильмов о войне во Вьетнаме, такие как «Взвод» и «Гамбургер-Хилл», большинство из которых были сняты на Дальнем Востоке. Вместо того, чтобы снимать фильм в тропических юго-азиатских джунглях, режиссёр разворачивает действие второй половины фильма в городе, освещая ведение войны в городских условиях. Бои во Вьетнаме часто изображались (и, следовательно, воспринимались) как сражения в джунглях, несмотря на большое количество боёв в жилых кварталах. Рецензенты и комментаторы считали, что это способствовало мрачности и серьёзности фильма. Во время съёмок фильма Кубрику помогал и Р. Ли Эрми, который выступал в качестве военного консультанта и исполнил роль сержанта Хартмана.

«Цельнометаллическая оболочка» получила различные критические отзывы после выхода, но собрала и достаточно большую аудиторию, несмотря на сильную конкуренцию со стороны «Взвода» Оливера Стоуна и фильма Клинта Иствуда «Перевал разбитых сердец». Как и у других фильмов Кубрика, репутация его возросла с момента первоначального выпуска.

Родители Стэнли, уединенно жившие в Калифорнии, умерли во время его работы над этим фильмом: Герт — 23 апреля 1985 года, Джек — 18 октября.

«С широко закрытыми глазами»

Только в 1997 году он приступил к съёмкам мрачной семейной драмы «С широко закрытыми глазами». Этот фильм стал последним фильмом в его карьере. Главные роли в картине сыграли Том Круз и Николь Кидман, бывшие в то время супругами; они сыграли роль богатых супругов из Манхэттена. Кубрик приобрел права на экранизацию «Новеллы о снах» (1926) австрийского писателя Артура Шницлера ещё в 1968 году. Место действия фильма было перемещено из Вены 20-х годов в Нью-Йорк 90-х. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) снимался в течение почти двух лет в обстановке секретности, а два основных члена актёрского состава, Харви Кейтель и Дженнифер Джейсон Ли, были заменены в ходе съемок. Хотя действие картины и происходит в Нью-Йорке, фильм в основном был снят в павильонах Лондона. Из-за секретности работ над фильмом, среди прессы ходили в основном неточные слухи о содержании сюжета и подробностей фильма.

Из-за обилия сексуального содержания, фильм вызвал множество споров, некоторые журналисты утверждали, что это будет «самый сексуальный фильм, когда-либо сделанный». «С широко закрытыми глазами», как «Лолита» и «Заводной апельсин», подвергся жёсткой цензуре ещё до премьеры. В Соединенных Штатах и Канаде, некоторые сцены фильма (в основном сцены сексуальной оргии) были подвергнуты компьютерному ретушированию, чтобы скрыть откровенные сцены и обеспечить рейтинг R от MPAA. В Европе и остальном мире, фильм был выпущен в режиссёрский версии (в своем первоначальном виде). В октябре 2007 года на рынок вышло переиздание фильма на DVD (эта версия содержала режиссёрскую версию фильма, что сделало её доступной для североамериканских зрителей). Мнения о картине разошлись кардинально — от «совершенно невразумительной драмы» до «последнего шедевра XX века».

Смерть

7 марта 1999 года, спустя четыре дня после окончания работы над монтажом «Широко закрытых глаз», Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за его любимым деревом в имении Чилдвик Бэри, Хартфордшир, Англия.

Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого великого человека. Однако после того, как фильм Бондарчука «Ватерлоо» провалился в прокате, Кубрик не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвященных Наполеону.

В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской Академии человеку года» (Премия «BAFTA» за большой вклад в режиссёрское содружество). В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный разум», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины — морские волны, разбивающиеся о берег — были сняты самим Кубриком).

Владелец страницы: Иванов Никита
Поделиться