Анджолини Доменико Гаспаро
Анджолини Доменико Гаспаро

Анджолини Доменико Гаспаро — Биография

Гаспаро Анджолини, итал. Gasparo Angiolini, урождённый Доменико Мария Анджьоло Гаспарини, итал. Domenico Maria Angiolo Gasparini (9 февраля 1731 года, Флоренция — 6 февраля 1803 года, Милан) — балетмейстер, хореограф и композитор, работавший в различных театрах Италии а также в придворных театрах Вены и Санкт-Петербурга. Наравне с Ж.-Ж. Новерром — крупнейший мастер и теоретик театрального классицизма.

Хореографическое образование получил в Северной Италии, работал в Венеции, Флоренции, Турине. Кроме хорошей хореографической подготовки, имел литературные способности и музыкальные навыки. Это позволило ему быть одновременно балетмейстером, композитором, либреттистом. Будучи в Вене танцовщиком познакомился с деятельностью Франца Хильфердинга, который развивал там жанр действенного балета, то есть хореографического спектакля с содержательным сюжетом. Анджолини стал сторонником и продолжателем Хильфердинга в этом направлении :38.

Специально для хореографа сочинял балеты К. В. фон Глюк, начинавший в 1760-х годах реформу оперы. Стал руководителем балетной труппы Императорского театра в Вене, заняв эту должность в 1758 году после отъезда Франца Хильфердинга в Санкт-Петербург и работая в тесном сотрудничестве с Кристофом Виллибальдом фон Глюком в работе над такими постановками, как «Дон Жуан или каменный пир (Don Juan ou le Festin de Pierre)» по пьесе Мольера (1761) и оперой «Орфей и Эвридика» (1762). В музыке к «Дон Жуану» Глюк впервые предпринял попытку симфонизировать балетную музыку. Помимо сотрудничества с Глюком он также написал музыку для многих своих балетов.

В 1765 году Анджолини поставил балет «Семирамида», а затем в этом же году отправился в Россию, где заменил Франца Хильфердинга на посту руководителя Императорского театра в Санкт-Петербурге в 1766 году. Хильдерингу и Анджолини приписывают возрождение европейского «балета действия» (Ballet d'action) в России. Кроме того, Анджолини также пытался ввести элементы русской культуры в свои работы посредством использования песен, народных танцев и русской тематики в целом. Так в 1767 году он поставил в Москве «Забавы в святках», полностью основанные на русском материале :38.

В России Анджолини поставил ряд аллегорических спектаклей прославляющих императорский двор. Екатерина и наследник Павел первыми в России сделали прививку от оспы. По поводу их выздоровления был поставлен балет «Побеждённое предрассуждение», который императрице не понравился. Победам русского оружия были посвящены «Новые аргонавты», «Торжествующая Россия» :39.

Анджолини ставил балеты на мифологические сюжеты или на сюжеты французских комедий. В 1776 году был поставлен балет по трагедии Сумарокова «Семира», первый героический спектакль на русском материале:39.

В 1778 году он приехал в Милан, чтобы руководить театром Ла Скала.

Владелец страницы: нет
Поделиться