Загуляев Фёдор Тимофеевич
Загуляев Фёдор Тимофеевич

Загуляев Фёдор Тимофеевич — Биография

Загуляев, Фёдор Тимофеевич (1792—1858) — русский кораблестроитель, построил более 50 кораблей, генерал-майор.

Загуляев, Фёдор Тимофеевич родился в Архангельске 5(16) июня 1792 года в семье комендора унтер-офицерского ранга.

20 ноября 1804 году поступил мачтовым учеником в Архангельский порт. Изучив в детстве только грамоту, самоучкой осваивал кораблестроительное ремесло под руководством выдающихся судостроителей А. М. Курочкина и В. А. Ершова.

В 1820 году он стал тиммерманом, в 1822 году — помощником корабельного мастера 14 класса (унтер-офицерский чин).

С октября 1825 по май 1826 года принимал участие в постройке 74-пушечных кораблей «Иезекииль» и «Азов», за что по высочайшему повелению от 7 июня 1826 год ему было выдано 300 наградных рублей, а вскоре он был произведён в прапорщики Корпуса корабельных инженеров.

11 января 1828 года Загуляева произвели в подпоручики, 26 декабря — в поручики.

В 1927—1828 годах под руководством В. А. Ершова на Соломбальской верфи строил корабли «Кацбах» и «Кульм» В 1831 году был произведён в штабс-капитаны.

21 сентября 1833 года приступил к своей первой самостоятельной постройке 16-пушечного транспорта «Гапсаль», специальный тип судов для защиты торговых кораблей Российской империи от нападений каперов. Транспорт «Гапсаль» стал первым в серии данных кораблей.

В 1834—1835 годах построил 20-пушечный бриг «Нестор» и транспорт «Волхов».

В 1835 году произведён в капитаны, в 1838 году — в подполковники.

В 1837—1842 годах построил транспорты «Свирь», «Мста», «Тверь», «Волга», «Тверца» и портовый пароход «Полезный».

В 1842 году Фёдор Загуляев был назначен на пост управляющего Соломбальского порта — вместо Василия Ершова, получившего назначение в Кронштадт.

С сентября 1843 года Ф. Т. Загуляев строил шхуну «Полярная Звезда», которая была спущена на воду 10 мая 1844 года. Затем он строит 44-пушечный фрегат «Константин» и пароход «Смирный» с машиной в 60 лошадиных сил.

В 1844 году Загуляев построил 74-пушечный линейный корабль «Ингерманланд» (при закладке «Иезекиль»), на котором Великий князь Константин, направленный в Архангельск наблюдать за окончательной отделкой и вооружением корабля в качестве старшего офицера, перешёл в Кронштадт.

В 1845 году он построил 16-пушечную шхуну «Радуга» и руководил постройкой 16-пушечного брига «Новая Земля».

В 1846—1852 годах Загуляев построил пять 74-пушечных кораблей: «Нарва»(при закладке — «Святослав»), «Память Азова», «Сысой Великий», «Бородино», «Вилагош» и 52-пушечный фрегат «Диана». Одновременно он руководил работами по постройке транспортов «Кемь» (строитель Вихман) и «Соловецк» (строитель Рихтер), а также яхты «Александра» (строитель Рихтер).

22 августа 1848 года его наградили Знаком отличия беспорочной службы за XXV лет, а 30 августа 1848 года он получил монаршее благоволение за отличное устройство корабля «Память Азова». 6 декабря 1849 года Загуляев а произвели в полковники.

В 1854—1855 годах Загуляев построил для обороны Архангельска 34 канонерские лодки, шхуну «Задорная» и транспорт «Гапсаль», в 1857 году — винтовой фрегат «Илья Муромец» в 360 лошадиных сил.

22 июля 1858 года произведён за отличие в генерал-майоры.

В 1858 году начал постройку своего последнего корабля — винтового фрегата «Пересвет», но из-за болезни и последующей скоропостижной смерти 17 октября 1858 года, фрегат не достроил. 9 июня 1860 года винтовой фрегат «Пересвет» при спуске на воду сел кормой на мель и был сломан. После произведённого ремонта в 1861 году, фрегат приведён в Кронштадт.

Фёдор Тимофеевич Загуляев за свою более чем 50-летнюю трудовую деятельность внедрил множество революционных для того времени новинок в судостроении. Он заменил пеньковые канаты якорными цепями, подводные части корабельных корпусов стал скреплять не громоздкими брусьями, а железными ридерсами (железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки или поверх шпангоутов), что позволило сделать трюма значительно просторнее.

17 октября 1858 года Ф. Т. Загуляев умер. Похоронен на Соломбальском кладбище, могила сохранилась до наших дней.

Владелец страницы: нет
Поделиться