Загуляев Фёдор Тимофеевич — Биография
Загуляев, Фёдор Тимофеевич (1792—1858) — русский кораблестроитель, построил более 50 кораблей, генерал-майор.
Загуляев, Фёдор Тимофеевич родился в Архангельске 5(16) июня 1792 года в семье комендора унтер-офицерского ранга.
20 ноября 1804 году поступил мачтовым учеником в Архангельский порт. Изучив в детстве только грамоту, самоучкой осваивал кораблестроительное ремесло под руководством выдающихся судостроителей А. М. Курочкина и В. А. Ершова.
В 1820 году он стал тиммерманом, в 1822 году — помощником корабельного мастера 14 класса (унтер-офицерский чин).
С октября 1825 по май 1826 года принимал участие в постройке 74-пушечных кораблей «Иезекииль» и «Азов», за что по высочайшему повелению от 7 июня 1826 год ему было выдано 300 наградных рублей, а вскоре он был произведён в прапорщики Корпуса корабельных инженеров.
11 января 1828 года Загуляева произвели в подпоручики, 26 декабря — в поручики.
В 1927—1828 годах под руководством В. А. Ершова на Соломбальской верфи строил корабли «Кацбах» и «Кульм» В 1831 году был произведён в штабс-капитаны.
21 сентября 1833 года приступил к своей первой самостоятельной постройке 16-пушечного транспорта «Гапсаль», специальный тип судов для защиты торговых кораблей Российской империи от нападений каперов. Транспорт «Гапсаль» стал первым в серии данных кораблей.
В 1834—1835 годах построил 20-пушечный бриг «Нестор» и транспорт «Волхов».
В 1835 году произведён в капитаны, в 1838 году — в подполковники.
В 1837—1842 годах построил транспорты «Свирь», «Мста», «Тверь», «Волга», «Тверца» и портовый пароход «Полезный».
В 1842 году Фёдор Загуляев был назначен на пост управляющего Соломбальского порта — вместо Василия Ершова, получившего назначение в Кронштадт.
С сентября 1843 года Ф. Т. Загуляев строил шхуну «Полярная Звезда», которая была спущена на воду 10 мая 1844 года. Затем он строит 44-пушечный фрегат «Константин» и пароход «Смирный» с машиной в 60 лошадиных сил.
В 1844 году Загуляев построил 74-пушечный линейный корабль «Ингерманланд» (при закладке «Иезекиль»), на котором Великий князь Константин, направленный в Архангельск наблюдать за окончательной отделкой и вооружением корабля в качестве старшего офицера, перешёл в Кронштадт.
В 1845 году он построил 16-пушечную шхуну «Радуга» и руководил постройкой 16-пушечного брига «Новая Земля».
В 1846—1852 годах Загуляев построил пять 74-пушечных кораблей: «Нарва»(при закладке — «Святослав»), «Память Азова», «Сысой Великий», «Бородино», «Вилагош» и 52-пушечный фрегат «Диана». Одновременно он руководил работами по постройке транспортов «Кемь» (строитель Вихман) и «Соловецк» (строитель Рихтер), а также яхты «Александра» (строитель Рихтер).
22 августа 1848 года его наградили Знаком отличия беспорочной службы за XXV лет, а 30 августа 1848 года он получил монаршее благоволение за отличное устройство корабля «Память Азова». 6 декабря 1849 года Загуляев а произвели в полковники.
В 1854—1855 годах Загуляев построил для обороны Архангельска 34 канонерские лодки, шхуну «Задорная» и транспорт «Гапсаль», в 1857 году — винтовой фрегат «Илья Муромец» в 360 лошадиных сил.
22 июля 1858 года произведён за отличие в генерал-майоры.
В 1858 году начал постройку своего последнего корабля — винтового фрегата «Пересвет», но из-за болезни и последующей скоропостижной смерти 17 октября 1858 года, фрегат не достроил. 9 июня 1860 года винтовой фрегат «Пересвет» при спуске на воду сел кормой на мель и был сломан. После произведённого ремонта в 1861 году, фрегат приведён в Кронштадт.
Фёдор Тимофеевич Загуляев за свою более чем 50-летнюю трудовую деятельность внедрил множество революционных для того времени новинок в судостроении. Он заменил пеньковые канаты якорными цепями, подводные части корабельных корпусов стал скреплять не громоздкими брусьями, а железными ридерсами (железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки или поверх шпангоутов), что позволило сделать трюма значительно просторнее.
17 октября 1858 года Ф. Т. Загуляев умер. Похоронен на Соломбальском кладбище, могила сохранилась до наших дней.