Теребенёв Александр Иванович
Теребенёв Александр Иванович
21.01.1815 — 12.08.1859

Теребенёв Александр Иванович — Биография

Алекса́ндр Ива́нович Теребенёв (Теребе́нин) (09 января 1815, Санкт-Петербург, Российская империя — 31 июля (12 августа) 1859, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский скульптор, академик Императорской Академии художеств, автор знаменитыхатлантов в портике Нового Эрмитажа.

Сын скульптора и карикатуриста Ивана Ивановича Теребенёва, родился в Петербурге 09 января 1815 года. В 1824 году поступил в Императорскую Академию художеств, где учился сначала в рисовальном классе, но потом избрал специальностью скульптуру, которой обучался у профессора В. И. Демут-Малиновского.

В это время скульптура в академии переживала переходное время: вместо подражания формам древней классической Греции стали стремиться к изображению естественных, реальных форм. В числе приверженцев нового направления был и Теребенёв. Он проявил большие дарования, делал блестящие успехи в ваянии и получил целый ряд наград: ещё в первые годы своего учения две малые серебряные медали за лепку группы с натуры и за бюст с натуры книготорговца И. В. Оленина (его дяди), в 1835 году две большие серебряные медали (одну за лепку группы с натуры, другую за исполненный по программе барельеф) и малую золотую за барельеф «Иоанн Креститель проповедует в пустыне о пришествии Спасителя», за который он оставлен был при академии пенсионером (хранится в академической церкви). Малую золотую медаль получил за другой исполненный по заданной программе барельеф «Иосиф, рассказывающий в темнице о значении снов, виденных двумя царедворцами фараона».

В 1836 году был выставлен на выставке художественных произведений его барельеф «Построение ковчега Ноем с сыновьями», который обратил на себя всеобщее внимание и был приобретен академией художеств; барельеф этот не сохранился.

Окончив в 1836 году курс академии со званием художника XIV класса и будучи оставлен при академии пенсионером, Теребенёв получил право поехать на казенный счет в Италию, для чего ему нужно было исполнить работу на соискание большой золотой медали, но этой работе помешала его женитьба (на дочери профессора А. Е. Егорова), он стал работать для заработка и должен был отказаться от мысли о поездке за границу.

В ближайшие годы по выходе из академии Теребенёв исполнил горельеф, изображающий Веру, для здания Опекунского совета и там же круглые статуи и горельефы, украшающие арки, ниши и паруса парадной лестницы, и вылепил в виде барельефа четырёх евангелистов для городской церкви в Петергофе.

Вскоре ему удалось проявить свои дарования при работах в Зимнем дворце после пожара. Им сделаны следующие работы: две колоссальные статуи, изображающие Мудрость и Правосудие, для парадной лестницы; огромный барельеф, длиной в семь сажен, изображающий битву амазонок с центаврами, находящийся в кавалерийском зале; две фигуры — Флору и Гебу в виде барельефа — в покоях государыни; две фигуры ангелов из papier mache, изображающие Старый и Новый заветы — для дворцовой церкви. Эти работы выдвинули Теребенёва в ряд лучших скульпторов и доставили ему многочисленные заказы.

Им было исполнено два больших горельефа, в четыре сажени каждый, для залы Опекунского совета (вызвавшие много толков и в значительной мере способствовавшие его известности), по заказу графини Орловой-Чесменской горельеф для Юрьевского монастыря, изображающий Богородицу и святого Феоктиста, памятники пастору Муральду и генералу Кононову, целый ряд работ для Александровского сиротского дома, Екатерининского института и других.

Затем Теребенёв в звании скульптора командирован был в Крым для руководства изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Здесь он вылепил бюст керченского градоначальника князя Херхеулидзе и начал лепить круглую статую Амфитриты, но не успел закончить её, так как вскоре возвратился в Петербург с керченскими древностями; многие из этих древностей он удачно реставрировал.

Самыми замечательными и выдающимися из его работ являются кариатиды и термы, сделанные им для Эрмитажа. Фигуры эти высечены были из сердобольского гранита. Кариатиды сделаны колоссальных размеров, в семь аршин вышины, и украшают собой подъезд Эрмитажа; за глиняную модель кариатида, представленного им на конкурс, он удостоен был звания академика, а за первую сделанную фигуру Император Николай I, которому она очень понравилась, наградил его бриллиантовым перстнем.

Всего им было высечено десять кариатид. Терм им было сделано 80 больших, из которых 17 отправлено было в Петергоф для Нового павильона, и 40 меньших размеров; термы помещены между окон Эрмитажа. Для Эрмитажа же им был сделан плафон в Аполлоновом зале и некоторые работы для галерей, прилегающих к зале.

Для производства всех этих работ Tербенёву, по повелению государя, отведён был под мастерскую манеж рядом с Зимним дворцом. По окончании работ для Эрмитажа он пожалован был орденом Анны 3-й степени и получил кроме причитавшейся ему платы ещё 17 тысяч рублей награды от государя.

Такие же термы, как и для Эрмитажа, были им сделаны по повелению государя для подарка прусскому королю. Термы эти отвезены были в Берлин самим Tеребенёвым; за них он награждён был от короля бриллиантовым перстнем.

В 1850 году он назначен был на службу в качестве помощника начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее — также заведующим всеми скульптурными произведениями, находящимися в императорских дворцах и садах. За время его службы им была сделана на фронтон здания Адмиралтейства статуя, изображающая месяц Февраль, затем иссечены из мрамора копия с античной статуи Атлета, снимающего ножом пот со своей руки, памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага, находящийся в католической капелле пажеского корпуса, бюсты императора Николая І и императрицы Александры Фёдоровны, отправленные к великой княгине Ольге Николаевне.

Из остальных его работ, сделанных в разное время, наиболее замечательны: отлитый из бронзы бюст артиста В. A. Каратыгина, который поставлен на памятнике артиста на Смоленском кладбище в Петербурге, бюст A. С. Пушкина, сделанный из мрамора, и бюсты Голенищевой-Кутузовой, Куницына, Косиковского, Яковлева, артиста B. M. Самойлова, графа Д. И. Хвостова, H. В. Кукольника, художника Василенко.

В период расцвета своего таланта Теребенёв получал многочисленные заказы, и доходы его были значительны. Но он вёл широкий образ жизни и быстро проживал всё, что зарабатывал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы. При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка; однажды он продал даже дом с мраморными колоннами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный.

К тому Tеребенёв не был способен к усидчивому труду, а когда с годами его стало покидать вдохновение, он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 году Tеребенёв заболел чёрной оспой и лёг в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла.

Смерть жены окончательно подорвала его силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 года он простудился и лёг в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 года, в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счёт мраморщиком Г. А. Балушкиным, помогавшим Теребенёву во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский.

При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896—1918).
Владелец страницы: нет
Поделиться