Соловьёв Всеволод Николаевич
Соловьёв Всеволод Николаевич

Соловьёв Всеволод Николаевич — Биография

Все́волод Никола́евич Соловьёв (27 октября 1924, хутор Локотцы Тверской губернии — 17 сентября 2012, Москва) — советский и российский учёный, конструктор ракетно-космической техники. Член-корреспондент АН СССР с 15 декабря 1990 года по Отделению проблем машиностроения, механики и процессов управления (транспорт).

Главный конструктор и начальник КБ транспортного машиностроения (1963—1992) Минобщемаша СССР, заведующий кафедрой «Транспортные установки» МАДИ (1966—1991), доктор технических наук, профессор.

Всеволод Николаевич Соловьёв родился 27 октября 1924 года на хуторе Локотцы Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Торжокского района в Тверской области) Детство и юность провёл в г. Торжке.

В 1941 году из 10 класса был призван в ряды Красной армии. С июля 1942 года и до окончания Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях на Калининском, Белорусском, 3-м Прибалтийском фронтах, на Курской дуге в качестве наводчика, командира орудия, механика, воздушного стрелка. Участвовал в освобождении Прибалтики и Польши, в боях за Берлин. Дважды тяжело ранен. За проявленную в боях воинскую доблесть награждён боевыми орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Всеволод Николаевич был демобилизован 20 мая 1946 года, в 1951 году окончил Московский автомобильно-дорожный институт и поступил на работу в ГСКБ ГКОТ (впоследствии — КБТМ Минобщемаша) в должности старшего техника.

Природный ум, одарённость и огромное трудолюбие позволили Всеволоду Николаевичу быстро освоить профессию инженера-конструктора: к концу 1950-х годов под его руководством были созданы подвижные агрегаты заправки ракет различного типа компонентами топлива, поставленные на серийное производство, в том числе поставлявшиеся за рубеж.

Наряду с производственными заданиями В. Н. Соловьёв вёл большую общественную работу, в 1957—1958 годах он возглавлял первичную партийную организацию предприятия, неизменно пользовался уважением коллектива.

В ноябре 1963 года В. Н. Соловьёв был назначен на должность начальника и главного конструктора КБ. Это совпало по времени с новыми задачами, поставленными перед предприятием Правительством СССР, а именно — созданием комплексов наземного технологического оборудования для баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) ВМФ, технических и стартовых комплексов ракет космического назначения (РКН).

В. Н. Соловьев как руководитель КБ создал оптимальную производственную структуру и систему управления технологическим процессом разработки конструкторской документации и создания технологического оборудования, включая контроль качества продукции.

Особое внимание он уделял безопасности применения ракетного оборудования. Он был одним из авторов предложения о переносе операций заправки БРПЛ с береговых баз ВМФ на заводы-изготовители ракет. Под непосредственным руководством В. Н. Соловьёва была разработана технология и создано оборудование для безопасного транспортирования заправленных ракет с заводов-изготовителей и погрузки их на подводные крейсеры-носители БРПЛ.

В работах по созданию технических и стартовых комплексов РКН В. Н. Соловьёв неуклонно и последовательно проводил техническую политику автоматизации операций, процессов и законченных циклов работ по подготовке РКН и осуществлению их пуска. Наглядным примером достигнутых результатов является стартовый комплекс «Зенит», названный в 1991 году зарубежными специалистами «комплексом XXI века».

Огромное внимание В. Н. Соловьёв уделял вопросам подготовки кадров. По его инициативе в Московском автомобильно-дорожном институте был создан факультет для подготовки специалистов по профилю работы КБ и отрасли, и кафедра «Транспортные установки», которую он длительное время возглавлял.

Жил в Москве. Умер 17 сентября 2012 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться