Джулини Карло Мария

Джулини Карло Мария — Биография

Ка́рло Мари́я Джули́ни (итал. Carlo Maria Giulini; 9 мая 1914, Барлетта, ― 14 июня 2005, Брешия) ― итальянский симфонический и оперный дирижёр.

Карло Мария Джулини родился в состоятельной семье в Барлетте, на юге Италии, но после окончания Первой мировой войны семья переехала на север, в Больцано, только что возвращённый Италии распавшейся Австро-Венгерской империей: в городе господствовала австрийская культура и обиходным языком был немецкий, ― впоследствии именно этим музыковеды объясняли то, что итальянец Джулини стал одним из лучших интерпретаторов немецко-австрийской симфонической музыки: Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, Шуберта, Брукнера и Малера.

В детстве Джулини играл на скрипке, в Академии Санта-Чечилия в Риме учился у Реми Принчипе игре на альте и Алессандро Бустини композиции, затем у Бернардино Молинари дирижированию; окончил Академию в 1941 году. C 1934 года играл на альте в оркестре Аугустео, которым в то время дирижировали, в качестве гастролёров, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Виллем Менгельберг.

Начало карьеры

В 1944 году Джулини дебютировал с оркестре Аугустео как дирижёр, два года спустя возглавил оркестр Римского радио, с которым исполнял редкие сочинения А. Скарлатти, Ф. Малипьеро и других итальянских композиторов.

В 1950 году Джулини впервые выступил в опере, продирижировав «Травиатой» в Бергамо, в том же году он основал симфонический оркестр Миланского радио. На молодого дирижёра обратили внимание Артуро Тосканини и Виктор де Сабата, и по рекомендации последнего Джулини был приглашён в театр «Ла Скала», где в 1953 году он стал главным дирижёром.

Ещё в 1952 году на Джулини обратил внимание и знаменитый продюсер фирм «Коламбия» и EMI Вальтер Легге, который нашёл в итальянском дирижёре замену Герберту фон Караяну в качестве основного дирижёра оркестра «Филармония» и в дальнейшем немало способствовал его известности за пределами Италии. Первой записью Джулини под руководством Легге стал «Реквием» Л. Керубини, за ним последовали живые записи спектаклей «Ла Скала».

В «Ла Скала» Джулини осуществил ряд премьер, в том числе новой редакции оперы К. Монтеверди «Коронация Поппеи», «Замка Герцога Синяя Борода» Б. Бартока и «Свадебки» И. Стравинского. В эти годы дирижёр сотрудничал с певицей Марией Каллас, режиссёрами Лукино Висконти и Франко Дзеффирелли, выступал в симфонических концертах.

После «Ла Скала»

Сокращение репетиционного процесса и атмосфера в театре в 1956 году побудили Джулини покинуть «Ла Скала»; он ставил спектакли в Римской опере, много гастролировал как оперный и симфонический дирижёр, участвовал в различных фестивалях. Постановка оперы Верди «Дон Карлос» в театре Ковент-Гарден в 1958 году принесла Джулини славу одного из лучших исполнителей итальянского оперного репертуара. После постановки «Травиаты» в 1967 году Джулини прекратил работу в опере и сконцентрировал своё внимание на симфоническом репертуаре; при этом осуществил ряд студийных записей опер Верди на EMI и Deutsche Grammophon.

В последующие годы он руководил вместе с Георгом Шолти Чикагским симфоническим оркестром — в 1969―1978 годах в качестве главного приглашённого дирижёра, одновременно в 1973―1976 годах возглавляет Венский симфонический оркестр, а затем, в 1978―1984 годах ― Лос-Анджелелесский филармонический.

В 1982 году Джулини ненадолго вернулся к опере, поставив «Фальстафа» Верди в Лос-Анджелесе (был показан также в Лондоне и Милане) и вызвав споры непривычно драматической интерпретацией последней оперы итальянского классика. В 1984 году семейная трагедия заставила Джулини покинуть Лос-Анджелес и в дальнейшем работать исключительно в Европе. В 1989 году Герберт фон Караян рекомендовал Джулини в качестве своего преемника в Берлинской филармонии; но Джулини счел себя для этого поста уже слишком старым. В 90-х годах, оставаясь по-прежнему востребованным, он выступал все реже и реже, по состоянию здоровья часто отменял концерты в последний момент и в 1998 году завершил свою дирижерскую карьеру.

За исключением недолгого периода в 50-х годах, когда он преподавал в Миланской консерватории и в числе его учеников оказался Лучано Берио, Джулини не занимался преподавательской деятельностью, но его учениками называют себя Саймон Рэттл и Мюнг Ван Чунг, работавшие под его руководством в Лос-Анджелесе; своим духовным отцом («padre spirituale») назвал Джулини Клаудио Аббадо.

Владелец страницы: нет
Поделиться