Никольский Фёдор Калинович
Никольский Фёдор Калинович

Никольский Фёдор Калинович — Биография

Фёдор Калинович Никольский (14(26).02.1826 (в некоторых источниках 1828), Московская губерния — 08(20).08.1898, с. Боровичи (ныне г. Боровичи), Новгородская область) — оперный певец (драматический тенор).

Родился в семье священника. Учился в Московской духовной семинарии, но не кончив там учёбу, в 1847 служил дьячком в московской Николоморинской церкви.

На него обратил внимание композитор и музыкант, в то время директор придворной певческой капеллы А. Львов, он заметил музыкальность и великолепные вокальные данные молодого человека, и по его ходатайству в 1850 году Ф. Никольский был переведен в петербургскую Придворную капеллу, где служил певчим до 1861. В Петербурге он начал брать уроки пения у Фачиотти и Н. Вителяро и выступать — в 1852 году Фёдор Никольский исполнял в Москве ораторию А. Львова «Stabat Mater». Сайт Мариинского театра называет среди его учителей Федерико Риччи.

В 1856 отправлен совершенствоваться в пении в Ниццу к Ланди. В том же году вернувшись в Россию, продолжил работу в Придворной капелле и одновременно в концертах и вокальных дивертисментах, исполнял сольные партии в симфонических концертах, выступал с романсами, русскими народными песнями и т. д. Вскоре его концертный репертуар насчитывал немало произведений: сольные партии в «Реквиеме» Моцарта (п/у К. Шуберта, 15 марта 1856), в «Торжественной мессе» (Missa Solemnis С-Dur) Бетховена п/у Э. Направника (Петербург, 1871), в оратории «Stabat Mater» А. Львова (Москва, 1852, 1861); оперные арии и русские народные песни; среди романсов в его исполнении звучали «Хуторок» А. Дюбюка и «Скажите ей» Е. Кочубей (в 1861 г. на студенческом концерте в Санкт-Петербурге).

В 1864 году вместе с Д. М. Леоновой концертировал в Саратове.

В Петербургскую оперную труппу он попал благодаря усилиям певца И. Я. Сетова, в то время работавшего на этой сцене. Сетов организовал прослушивание певца, стал работать с ним, заставил обратить на него внимание других театральных деятелей труппы, и с Никольским начал заниматься актёрским мастерством и готовить его к оперной сцене П. А. Каратыгин, они подготовили роль Богдана Собинина в опере М. Глинки «Жизнь за царя», и 20 декабря 1861 Федор Никольский успешно провёл дебют там, выступив в этой партии, и был принят в труппу петербургского Мариинского театра, совсем уйдя из Придворной капеллы и при этом продолжая концертную деятельность и гастрольные поездки с концертным репертуаром.

В 1862 дирекция театра послала Никольского для совершенствования в Милан к Сан-Джованни и Э. Репетто, однако приобретенный профессионализм жёстко сказался на творческой манере певца: получив необходимые профессиональные навыки, певец утратил задушевность и простоту исполнения.

Пружанский А. М. (Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь. — Изд. 2-е испр. и доп., электронное. — М., 2008) отмечал: «Обладал необыкновенно красивым, сильным голосом мягкого и тёплого тембра, большого диапазона (от ля малой октавы до верхнего ре), сочетавшим звуковую мощь и нежность. Отточенная вокальная техника позволяла Никольскому преодолевать труднейшие пассажи, что давало основание современникам певца сравнивать его с итальянскими певцами Э. Тамберликом, Э. Кальцолари и Джованни Баттиста Рубини / Giovanni Battista Rubini» — и там же привел слова композитора и музыкального деятеля А. Н. Серова (Серов А. Н. Критические статьи. Т. 4. — СПб., 1895. С. 2072—2073): «Это тенор-алмаз, редкий тенор, равного которому нет в настоящее время ни на одной сцене в мире… Призвание актера — не его удел; он только певец, и, следовательно, он не совершенный артист… Ему недостает прежде всего артистического развития». Дальше А. М. Пружанский продолжает: «Излишняя аффектация в игре, чрезмерное жестикулирование и суетливость поведения на сцене мешали певцу создавать художественно цельные образы (особенно ярко эти недостатки проявились в партии Лоэнгрина — одноимённая опера Вагнера)».

Марина Малкиель: «Певец-самородок, обладающий уникальным голосом, … он, однако, был лишен драматического дарования. С блеском и невероятной легкостью преодолев все вокальные сложности партии, творя голосом поистине чудеса, Лоэнгрин — Никольский выглядел на сцене беспомощным и ходульным».

В 1861—1871 гг. — артист оперной труппы Мариинского театра. Пел п/у К. П. Вильбоа, К. Н. Лядова, Э. Ф. Направника.

Уйдя со сцены, снова служил церковным певчим.

Скончался певец в Новгородской области, однако похоронен был в Петербурге, на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Репертуар певца насчитывал свыше 20 партий:

  • 1863 — «Наташа, или Волжские разбойники» К. П. Вильбоа — Алексей
  • 1865 — «Рогнеда» А. Серова — Руальд (первый исполнитель)
  • 1867 — «Гроза» В. Кашперова — Борис (первый исполнитель)
  • 1869 — «Вильям Ратклиф» Кюи — Граф Дуглас (первый исполнитель)
  • 1868 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера — Лоэнгрин
  • 1869 — «Иоанн Лейденский» («Пророк») Мейербера — Иоанн Лейденский
  • 1874 — «Тангейзер» Вагнера — Тангейзер
  • «Руслан и Людмила» М. Глинки — Финн
  • «Русалка» А. Даргомыжского — Князь
  • «Вольный стрелок» К. М. Вебера — Макс (готовил партию под руководством В. Самойлова)
  • «Алессандро Страделла» Ф. Флотова — Страделла
  • «Аскольдова могила» А. Верстовского — Торопка Голован
  • «Жизнь за царя» М. Глинки — Богдан Собинин
  • 1864 «Ундина» А. Львова, — Гульбранд
  • «Дон Жуан» Моцарта — Дон Оттавио
  • «Вильгельм Телль» Россини — Арнольд
  • «Роберт-Дьявол» Мейербера — Роберт
  • «Нижегородцы» — роль неизвестна
  • «Индра» Ф. Флотова — роль неизвестна

Партнёры: В. Бианки, П. И. Гумбин, Г. П. Кондратьев, Е. А. Лавровская, Д. М. Леонова, И. А. Мельников, О. А. Петров, Ю. Ф. Платонова.

Владелец страницы: нет
Поделиться