Китон Бастер

Китон Бастер — Биография

Джозеф Фрэнк Китон, сценическое имя Ба́стер Ки́тон (англ. Buster Keaton, 4 октября 1895 — 1 февраля 1966) — американский комедийный актёр и режиссёр, один из величайших комиков немого кино, создатель легендарных фильмов «Шерлок-младший», «Мореплаватель» и «Генерал».

Американским еженедельником «Entertainment Weekly» Китон признан седьмым по значимости режиссёром всех времен. Критик Роджер Эберт писал о Китоне: «В период с 1920 по 1929 год он работал без перерыва над целой серией фильмов, которые сделали его, пожалуй, величайшим актёром-режиссёром в истории кино».

Прозвище «Бастер» (англ. buster — удалец) было дано Китону знаменитым Гарри Гудини после того, как шестимесячный Джозеф скатился с лестницы, не получив при этом ни царапины. С 3 лет был на сцене, участвовал в шоу «Три Китона», очень полюбился публике. Создал кинокомпанию Бастер Китон Продакшнс.

Мать, Майра Катлер (англ. Myra Edith Cutler), дочь Ф. Л. Катлера, одного из владельцев передвижного балагана — «Десятицентового шоу Катлера-Браента». В одиннадцать лет Майра Катлер уже играла на контрабасе, пианино и корнете, позже она стала одной из первых в Соединенных Штатах женщиной-исполнительницей соло на саксофоне.

Отец, Джон Китон (англ. Joseph Hallie Keaton), был партнером Гарри Гудини по совместному «Медицинскому шоу» (англ. Mohawk Indian Medicine Company). Отец Бастера танцевал и делал сальто, его мать играла на саксофоне, а Гудини показывал карточные фокусы и поражал зрителей тем, что с необыкновенной лёгкостью освобождался от наручников местного шерифа.

В шестимесячном возрасте Бастер свалился с лестницы и расплакался. Гудини, бывший рядом, поднял его и сказал: «Боже мой, ну и падение!» (англ. My, what a buster). Потом маленький Китон благополучно пережил несколько пожаров и железнодорожных катастроф. После он размозжил себе сустав на указательном пальце, сунув руку в машину для отжима белья, затем получил по голове кирпичом и, наконец, стал жертвой смерча. Тогда воздушная воронка вытянула мальчика из окна верхнего этажа, пронесла через улицу и опустила на землю. И все эти события случились в один день. Родители подумали и решили, что ребёнок будет в большей безопасности на сцене, рядом с ними.

И с трёх лет Бастер стал выступать с родителями. Театр колесил с гастролями, семья Китонов выступала только в тех городах, где их не могли привлечь к суду за использование детского труда. Талант мальчика был очевиден. Публика взрывалась хохотом, когда на сцене за спиной Китона-старшего появлялся его маленький двойник в таком же парике и одежде и мастерски копировал все его жесты. Через два года отец поставил новый номер. Родители Бастера изображали семейную ссору, кидая друг в друга разными предметами. И в конце концов начинали бросаться собственным сыном. Каждый раз, когда мальчик с грохотом падал на сцену, он вставал, отряхивался и без тени улыбки извинялся перед зрителями: «Простите, я упал!» Публика покатывалась со смеху. Отец запретил улыбаться на сцене, заметив, что зрители хохочут сильнее, когда маленький артист выделывает уморительные штуки, сохраняя серьёзное выражение лица. Шоу «Три Китона» имело грандиозный успех. Бастера ждало большое будущее — в этом мало кто сомневался.

Карьера Бастера Китона в кино началась в 1917 году с его знакомства с Роско Арбаклом, который был в то время вторым по популярности кинокомиком после Чарли Чаплина. Арбакл видел Китона на сцене и предложил ему попробовать себя в кино. Дебют Китона состоялся в фильме «Ученик мясника». Это была сцена, где Арбакл сбивает Бастера с ног, бросая в него мешок муки, снятая с первой попытки без единого дубля. Китон полюбил кино сразу и навсегда. Он даже не обратил внимания на то, что его гонорар стал в шесть раз меньше, чем он получал в театре. Главным партнером Арбакла по фильмам был его племянник Эл Сент-Джон. Но скоро Китон затмил его. Роско Арбакл и Бастер Китон стали не только прекрасными партнерами на экране, они стали друзьями. В нескольких первых фильмах Китон работал только в качестве актера, затем он стал помощником режиссера, сценаристом, постановщиком спецэффектов. Его вклад почти сразу стал очевиден. Он привнес свой более тонкий и изощренный юмор, а также оригинальные гэги, совершенно не характерные по своему стилю для комедий Арбакла. С 1917 по 1919 годы Китон снялся в 15 короткометражных комедиях, сделав «перерыв» лишь на Первую мировую войну: в июне 1918 года он был мобилизован на фронт и провел во Франции в составе пехотной дивизии девять месяцев, чуть не потеряв слух. Вернувшись в Америку в 1919 году, он продолжил работать вместе с Арбаклом, несмотря на то, что другие студии предлагали ему в четыре раза большее жалование.

В 1920 году продюсер Джозеф Шенк предоставил Китону студию и подписал с ним контракт на производство короткометражных комедий. Всемирный успех пришел к Бастеру Китону почти сразу же после выхода в прокат его первого короткометражного фильма «Одна неделя», ставшего хитом. Уже в первых комедиях Китона проявились его оригинальный юмор и уникальный стиль. По популярности он уступал теперь лишь Чарли Чаплину и Гарольду Ллойду. За восемь последующих лет Бастер Китон снял свои лучшие фильмы, включая Генерал – шедевр, входящий сегодня в десятку лучших фильмов всех времен.

Хотя закат карьеры Бастера Китона и пришелся на начало эры звукового кино, произошел он вовсе не из-за того, что Китон не смог «приспособиться» к звуку. В отличие от многих звезд немого кино, с появлением звука «сошедших с дистанции», он обладал приятным голосом, превосходно пел и танцевал. Китон имел несчастье заключить контракт с крупной голливудской киностудией «Метро-Голдвин-Майер» – контракт, в результате которого он лишился независимости и творческой свободы, и который впоследствии называл «самой большой ошибкой в жизни». Продюсеры и студийные боссы даже не рассматривали идею, чтобы Китон сам ставил звуковые фильмы. Они считали, что «лучше» знают, как снимать комедии, чем Китон – профессионал в этом деле! В звуковых комедиях студии «Метро-Голдвин-Майер» Китон работал только в качестве актёра. Студия разрушила его режиссерскую карьеру.

Всё это привело Китона к глубокой депрессии и алкоголизму. В 1933 году, хотя срок контракта еще не истек, студия уволила Китона. (В этом увольнении не последнюю роль сыграли и его не сложившиеся отношения с главой студии Луисом Майером). Ни на одной из других шести крупных Голливудских студий работы для него не нашлось. Китона признали банкротом. Он лишился своего огромного состояния, своей роскошной виллы, своей семьи. И, что было хуже всего, он лишился своего любимого дела. Затем были лечение в клинике и заключенный в состоянии «алкогольной отключки» брак с медсестрой.

Но Бастер Китон обладал твердым характером. За достаточно короткое время он вышел из критического состояния. После борьбы с алкоголизмом и работы в нескольких европейских комедиях, Китон подписал контракт на производство короткометражных фильмов с малобюджетной студией «Эдьюкейшнл пикчерс». В 1937 году, когда киностудия «Эдьюкейшнл пикчерс» разорилась и прекратила свое существование, Китон вернулся на «Метро-Голдвин-Майер».

Только в конце 1950-х годов, после двух десятков лет работы постановщиком трюков и сценаристом, характерных и эпизодических ролей, началась новая волна популярности Бастера Китона. Известный коллекционер и прокатчик фильмов Рэймонд Рохауэр выкупил права на «Генерала» и другие немые фильмы Китона, все эти годы медленно разрушавшиеся в хранилищах студии «Метро-Голдвин-Майер». Комедии Китона увидело новое поколение зрителей. Китона сразу же признали гением, и в 1959 году дали ему специальную премию «Оскар» «за уникальный артистический дар, который обеспечил бессмертие немой комедии». В 1962 году «Генерал» с огромным успехом был вновь показан на киноэкранах в рамках ретроспективы его фильмов. А в 1965-м участники Венецианского кинофестиваля пятнадцать минут стоя аплодировали Бастеру Китону после показа его немых комедий.

Китон умер от рака лёгких 1 февраля 1966 года, в возрасте 70 лет, в Калифорнии. Несмотря на то, что врачи диагностировали рак в январе 1966 года, ему не сказали, что он неизлечимо болен или что у него рак. Китон думал, что он лечится от бронхита. Находясь в больнице до последних дней, Китон был беспокойным и то и дело ходил по комнате, надеясь вернуться домой.

Личная жизнь

В 1921 году Китон женился на актрисе Натали Толмадж, которая была сестрой актрис Нормы и Констанс Толмадж. У них родилось два сына — Джеймс (1922–2007) и Роберт (1924–2009). После рождения Роберта брак начал разваливаться — уподобившись своим сёстрам, Натали решила больше не иметь детей и в конечном итоге запретила мужу ночевать с ней в одной спальне. Тогда Китон пригрозил ей, что, если он не получит сексуальных привилегий у себя дома, то он их будет искать вне дома. Когда Натали поняла, что он не шутил, она наняла частных детективов, которые за ними шпионили. Так, будучи ещё женатым, в 1920-х Китон крутил очень сложные романы с актрисами Кэтлин Кей и Дороти Себастиан. Ещё одной причиной того, почему развалился брак с Толмадж, стала её любовь к моде — она тратила на наряды почти одну треть его гонораров. Наконец, в 1932 году они развелись. При разводе Натали забрала всё его имущество и запретила ему видеться с сыновьями (Джеймс и Роберт после развода стали носить фамилию матери). Китон воссоединился с сыновьями только тогда, когда обоим исполнилось по 18 лет. Из-за неудачного первого брака и потери своей независимости, как режиссёра, Китон начал страдать алкоголизмом (в последствии Китон утверждал, что ничего не помнит об этом периоде жизни, назвав его «алкогольным затмением»).

В 1933 он женился на медсестре Мэй Скривен, которая позже утверждала, что до окончания их брака даже не знала, что замужем за бывшей кинозвездой. Их брак закончился 4 июля 1935 года, когда Мэй поймала мужа с поличным в компании Лии Клэмпитт Сьюэлл (распущенной женой миллионера Бартона Сьюэлла) в Санта-Барбаре. Их развод завершился в 1936 году и тоже нанёс удар по финансовому положению Китона.

В 1940 году Китон женился на Элинор Норрис (1918–1998), которая была моложе его на 23 года. С ней он и прожил до конца жизни. Как и её муж, Элеонора Китон умерла в 1998 году также от рака лёгких, в возрасте 80 лет.

Владелец страницы: нет
Поделиться