Палестрина Джованни Пьерлуиджи
Палестрина Джованни Пьерлуиджи

Палестрина Джованни Пьерлуиджи — Биография

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (итал. Giovanni Pierluigi da Palestrina, в латинизированной форме — Ioannes Petrus Aloysius Praenestinus; встречается прозвище «Джаннетто» — Giannetto; 17 декабря 1525 или 1526, предположительно Палестрина — 2 февраля 1594, Рим) — итальянский композитор, один из крупнейших полифонистов эпохи Ренессанса. Наиболее значительный представитель Римской школы музыки.

Палестрина родился около 1525 года в Палестрине (близ Рима), от названия города и происходит его имя. Как и многие художники XV—XVI веков, обозначался историками по месту своего рождения, однако сам в сохранившихся письмах обычно подписывался как Джованни Петралойзио.

С детских лет Палестрина пел в церковном хоре мальчиков. Сначала в хоре родного города, а в 1537—1540 годах — в римской церкви Санта Мария Маджоре. С 1544 года он был органистом и капельмейстером главной церкви Св. Агапита г. Палестрина. Об этом периоде деятельности Палестрины, продолжавшемся до 1551 года, известно не многое, — возможно, что именно тогда он начал осваивать традиции жанров мессы и мотета, ставшие в дальнейшем ключевыми в его творчестве, и некоторые мессы, увидевшие свет позже, были написаны ещё в родном городе.

Своего первого могущественного покровителя Палестрина нашёл в лице папы Юлия III, и с 1551 года вся его деятельность была связана с Римом. Папе Юлию III Палестрина посвятил в 1554 сборник 4-гласных месс, первое свое напечатанное произведение. В сентябре 1551 года он был приглашен на должность Magister puerorum (учителем пения и дирижером хора мальчиков) при Соборе Св. Петра. Папой Палестрина был освобождён от обычного строгого экзамена, не обращали внимание и на то, что Палестрина не только не был священником, но даже был женат и имел несколько сыновей. По-видимому, Папа хотел доставить ему возможность свободно заниматься творчеством, что, конечно, было бы мало доступно страшно занятому капельмейстеру собора св. Петра. Палестрина покинул в 1555 должность капельмейстера и вступил на службу в Сикстинскую капеллу.

Сменивший Юлия III в апреле 1555 года папа Марцелл II покровительствовал Палестрине ещё будучи кардиналом. Хотя Марцелл II возглавлял Ватикан меньше месяца, однако с его именем связано одно из самых знаменитых сочинений Палестрины — так называемая «Месса папы Марчелло». Преемник Марцелла II, папа Павла IV, ввёл в капелле более строгий устав, дополнив его, в частности, обетом безбрачия, и в сентябре 1555 года Палестрина, будучи женат, лишился своего места, хотя ему назначили скудную пенсию.

В дальнейшем Палестрина был директором певческой школы при церкви Санта-Мария Маджоре и возглавлял домашнюю капеллу кардинала д’Эсте в Тиволи; в 1571 году, уже при папе Пии V, после смерти своего коллеги и одноклассника Джованни Анимуччи, он вновь возглавил капеллу Юлия при Соборе Св. Петра и занимал пост капельмейстера вплоть до своей смерти в 1594 году.

Между тем его жена, двое сыновей и двое братьев были унесены чумой, свирепствовавшей тогда в Риме. Убитый горем, Палестрина решил стать священником, но накануне рукоположения познакомился с одной состоятельной вдовой и в 1581 женился. Вместе с компаньоном он занялся торговым делом, принадлежавшим покойному мужу своей новой супруги, и, поскольку ему удалось стать официальным поставщиком мехов и кож к папскому двору, дело пошло на лад, причем полученная прибыль вкладывалась в покупку земли и недвижимости.

В 1592 году его коллеги-музыканты сочинили и преподнесли ему в знак глубочайшего почтения сборник музыкальных композиций на тексты псалмов вместе с хвалебным адресом.

В 1594 году Палестрина неожиданно заболел и вскоре скончался от плеврита. В соответствии с обычаями того времени, Палестрина был похоронен в тот же день, когда он умер. На его отпевании собралось огромное количество людей. Палестрина похоронен в Соборе Святого Петра. В эпитафии на надгробии были начертаны слова, получившие позднее всемирное распространение в характеристиках композитора — «князь музыки» (princeps musicae). При реконструкции храма в 1700-х гг. надгробие Палестрины было утрачено, точное место захоронения до сих пор не найдено.

Владелец страницы: нет
Поделиться