Энвер-паша
Энвер-паша
22.11.1881 — 04.08.1922

Энвер-паша — Биография

Исмаил Энвер, известный также как Энвер-паша или Энвер-бей (осман. اسماعیل انور پاشا‎, тур. Enver Paşa, 1881—1922) — османский военный и политический деятель и один из руководителей басмаческого движения; идеолог и практик пантюркизма, военный, поэт, художник. Активный участник Младотурецкой революции 1908 г., один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс» («Иттехад ве теракки»). Военный преступник, один из участников и идеологов геноцида армян в 1915 году.

Ранние годы

Исмаил Энвер родился 22 ноября 1881 года в Стамбуле в семье железнодорожного работника Хаджи Ахмед-бея и Айши Диляры. Его отец по этнической принадлежности был турком, а мать — албанкой (бабушка Энвера была черкешенкой). Отец был служащим в ведомстве общественных работ. Кроме Энвера в семье были ещё трое детей: Нури, тоже ставший военным, Кямиль и сестра. После окончания начальной и средней школы Энвер поступил в военный лицей в городе Монастир. Учился весьма средне и по завершении учёбы получил звание лейтенанта. Военное образование завершил в Военной академии Генерального штаба, которую окончил в 1903 году в звании капитана. В 1906 году уже в чине майора Энвер вступил в связанное с организацией „Иттехад ве теракки“ тайное общество „Ватан ве хюрриет“ („Родина и свобода“). Принимал участие в террористических акциях против присылавшихся Абдул-Хамидом в Македонию пашей.

В июне 1908 года среди офицеров османской армии распространилось известие о подписании в Ревеле соглашения между Николаем II и английским королем Эдуардом VII о реформах в Македонии. Оно вызвало эффект разорвавшейся бомбы, так как офицеры в Македонии рассматривали его как предлог к разделу Османской империи. 3 июля в македонском городе Ресен произошло восстание под руководством майора Ахмеда Ниязи-бея. 6 июля восстание поднял Энвер. В течение нескольких дней отряд Энвера вырос до нескольких тысяч человек. 10 июля 1908 года на митинге после трехкратного залпа орудий Энвер провозгласил восстановление конституции в Османской империи. После этого началось братание мусульман с христианами. Энергичные действия и успех Энвера сделали его необычайно популярным. Он стал Героем свободы, его даже сравнивали с Наполеном. Революционная эйфория и внезапно свалившаяся известность породили в Энвере веру в свою „особую судьбу“ и „божественное предназначение“.

После победы революции и восстановления конституции 1876 года Энвер отправился с дипломатической миссией в Берлин. В 1909 году он был назначен военным атташе в Берлине и пробыл там ещё два года. Время, проведенное в Германии, сделало Энвера убежденным германофилом. Особенно его восхищала немецкая армия: её дисциплинированность, уровень подготовки и вооружение».

Поражение Османской империи в ходе Итало-турецкой войны 1911—1912 годов привело к падению популярности младотурок. В июле 1912 году в стране произошел переворот, который возглавила партия «Хюрриет ве итиляф» («Свобода и согласие»). Её представители встали во главе правительства, а в августе был распущен меджлис (парламент), в котором доминировали младотурки.

Приход к власти

Правление младотурок

В январе 1913 г. Энвер осуществил государственный переворот, приведший к свержению правительства Кямиля-паши. После переворота установил военную диктатуру «трех пашей» — вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой образовал неофициальный триумвират, фактически захвативший всю власть в Турции. Занявший пост военного министра Энвер продвигал идеологию пантюркизма и панисламизма. Был сторонником искоренения христианского населения (в частности, армян и ливанцев) на территории Оттоманской империи.

В 1914 г. выступал за военный союз Турции с Германией и вовлечения Турции в первую мировую войну. Во время войны занимал высший военный пост заместителя главнокомандующего (главнокомандующим формально числился султан).

Первая мировая война

Военный министр

Сарыкамышское сражение

Геноциды на территории Османской империи

Энвер-паша вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой был одним из главных организаторов геноцида армян, геноцида греков и геноцида ассирийцев в Османской империи во время первой мировой войны.

Бегство в Германию

После подписания Турцией Мудросского перемирия в 1918 году Энвер вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой бежал в Германию на немецкой подводной лодке, где жил под псевдонимом Али-бей. В его отсутствие послевоенный трибунал в Стамбуле судил Энвера и заочно приговорил его к смертной казни.

В 1919 году Энвер встретился в Германии с коммунистом Карлом Радеком, представляющим Советскую Россию. Он решил использовать контакты между немецкими военными и российскими большевиками с целью организовать в Средней Азии борьбу против Великобритании.

Деятельность в Москве

В начале 1920 Энвер-паша прибыл со своими сподвижниками-пантюркистами в Москву. Большевики в то время поддерживали обе ведущие турецкие партии: Националистическую Мустафы Кемаля и Юнионисткую Энвер-паши, боровшиеся за власть в стране. Он базировался в Москве около полутора лет, работая в Обществе Единства Революции с Исламом. Въезд в Турцию ему был запрещен Великим Турецким Национальным собранием, выпустившим приказ от 12 марта 1921 года. Запрет был наложен на Энвер-пашу и Халил-пашу за "возможное ухудшение внутренней политики в стране и внешних отношений правительства Анкары.

Правительство Советской России надеялось использовать эту организацию для защиты своих интересов в Средней Азии и на Кавказе, и Энвер-Паша согласился на определённую программу взаимодействия, при этом целью было противодействие англичанам.

Джемаль-паша взял на себя миссию использования отрядов басмачей для операций против англичан, и прибыл в Ташкент с полномочиями от советского правительства с группой турецких офицеров. Однако операция ни к чему не привела, он вернулся в Москву для следующей серии переговоров.

В это время Энвер-паша вернулся на короткое время в Берлин, затем по приглашению России принял участие в Конференции Народов Востока в Баку. Во время конференции его появление было встречено протестами со стороны турецкой делегации и ряда представителей Азербайджана. Выступление Энвера-паши также не понравилось участникам не мусульманам, не понимавшим его идеологии объединения большевизма и Ислама.

30 июля 1921 года, после конференции Энвер-паша поехал в Батуми навестить родственников, и попытался проникнуть в Анатолию, но попал в бурю и вернулся назад в Батуми. В батумский период он стал объединять оппозиционные Мустафе Кемалю силы, аппелируя к тому что в борьбе за независимость против Греции Турция должна быть едина. Однако победа Анкары в битве при Сакарии()2-13 сентября) против греков кардинально изменили расстановку сил в борьбе за власть в Турции. Москва в этой борьбе выбрала Мустафу Кемаля.

Чичерин посчитал что популярность идей пантуркизма Энвера-паши поможет Советской власти в Туркестане в борьбе с басмачеством, куда он и был послан в ноябре 1921 года.

Бухара

Энвер-паша имел крайне поверхностное знание о ситуации в Туркестане, полученное в основном во время Бакинского конгресса от мусульманских делегаций из Туркестана. Один из делегатов, Хаджи Сами(Kushji Bashi Zade Sami Beg), рассказывал паше: "В 1916, я простой и скромный турок поднял весь Киргизстан против русских. Перед твоей славой и популярностью в Туркестане не устоит никто."(Zeki Velidi Togan, Hahralar: Tiirkistan ve Diger Miisliiman Dogu Tiirkleri 'nin Mi//i Varhk ve Kiiltiir Miicadeleleri (Istanbul, 1969), p.390.). В то же время Энвер-паша стал чувствовать потерю интереса к себе со стороны Советской власти. Это чувство резко усилилось после отказа посла Юрьева в Бухаре разрешить проезд из Афганистана Кемаль паши, который ехал на встречу с пашой. Юрьев заявил паше, что знает о его планах, не распространяясь. Это испугало пашу, и он стал боятся что большевики уничтожат его. Советские власти в середине 1921 года отправили Энвер-пашу в Бухару, где он должен был представлять интересы Советской России, в переговорах с членами правительства БНСР, так как он сам предложил советским властям себя в качестве советника Красной армии по формированию национальных частей в составе Красной армии и взаимодействию с басмачами против эмира.

После консультаций с местными властями Бухары и с правительством БНСР, он написал в Москву письмо с требованиями уважения независимости БНСР и вывода войск Красной Армии с территории Бухары. Уже в это время он стал вынашивать планы перехода на сторону басмачей, поделившись о них во время тайных встреч с главой антисоветского Туркестаноского национального совета Ахмед-заки Валидовым, который предостерегал его от прямой конфронтации с большевиками.

Через 23 дня после приезда под предлогом поездки на охоту Энвер-паша выехал за пределы города и сдался басмачам. Оттуда он послал письмо экс-эмиру Бухары в Афганистан о своем желании воевать на его стороне. Одновременно договорившись о встрече с человеком эмира, Ибрагим-баем, одним из лидером басмачества. Однако встретили басмачи Энвер-пашу совсем не как союзники. Как бывшие большевики, он и его люди были разоружены и три месяца находились в положении пленников. За это время он понял, что на самом деле происходит в Туркестане, убедился в ханжестве басмачей, считавших джаддизм молодых бухарцев большей угрозой, чем русских большевиков. Униженный и ограбленный, Энвер-паша вынужден был уничтожить все свои книги и фотографии, боясь консерватизма своих хозяев. Ибрагим-бай отпустил пашу только после получения приказа от экс-эмира поддержать зятя бывшего турецкого султана. 75 лет Турции. стр 56

Руководство басмаческим движением

В конце октября 1921, имея в руках информацию о составе, численности и дислокации частей Красной армии на территории БНСР, он принял решение противодействовать большевикам и поднять панисламское движение за освобождение Средней Азии от большевиков, для чего взял на себя миссию объединения отрядов басмачей в борьбе с советской властью, и перешёл в восточную часть бухарского государства, где возглавил басмаческие силы в этом регионе. Этому способствовал и созданный ещё ранее по его инициативе подпольный антисоветский Комитет национального объединения во главе с Верховным муфтием Ташкента Садретдином-ходжой Шарифходжаевым.

Энвер-паша с группой турецких офицеров двинулся в Восточную Бухару, переговариваясь с лидерами басмаческих отрядов. Службу басмачам паша начал в отряде Ишон-Султана. После этого он развернул активную деятельность по координации басмаческого движения, и был признан эмиром Сейид Алим-ханом главнокомандующим всеми басмаческими отрядами Бухары и Хивы и части Туркестана.

В феврале 1922 руководимые Энвер-пашой басмаческие войска захватили Душанбе, затем был организован поход на Бухару. За короткое время он смог занять практически всю территорию Восточной Бухары и значительную часть запада эмирата. Советские представители неоднократно предлагали ему мир и признание его власти в Восточной Бухаре, однако Энвер-паша занял непримиримую позицию и требовал полного ухода советских войск из всего Туркестана.

В мае 1922 Красная Армия предприняла контрнаступление, использовав реки Амударью, Пяндж и Вахш для переброски войск. Обладающий большим авторитетом Ибрагим-бек, который не признавал окончательного главенства Энвер-паши, не пришёл на помощь, и Энвер-паша потерпел несколько тяжёлых поражений, оставив Душанбе. При попытке передислокации своих войск в локайской долине Ибрагим-бек неожиданно напал на отряды Энвер-паши с двух сторон, что принесло басмаческому движению значительный урон.

Энвер-паша переместился в окрестности Бальджуана, где был выслежен Красной Армией, и проиграл большую битву.

Гибель

Энвер-паша был убит 4 августа 1922 в бою с частями Красной Армии (8-я советская кавалерийская бригада) в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуана на территории бухарского государства (сегодня территория Таджикистана).

Чекист Георгий Агабеков в своих мемуарах описывает операцию по обнаружению местонахождения Энвер-паши (Агабеков с напарником под видом торговцев внедрились в местное население и с помощью подкупа выяснили дислокацию штаба Энвер-паши) и цитирует рапорт командира конного дивизиона, атаковавшего штаб Энвер-паши: «Штаб басмачей во главе с Энвер-пашой бросился в горы, но наткнувшись на эскадрон, посланный в обход, принял бой. В результате боя штаб противника уничтожен. Успели спастись только трое. 28 трупов остались на месте боя. Среди них опознан и Энвер-паша. Ударом шашки у него снесена голова и часть туловища. Рядом с ним был найден Коран».

Согласно воспоминаниям генерал-лейтенанта в отставке В. И. Уранова, Энвер-паша был убит в перестрелке в кишлаке Чагана в 25 км от г. Бальджуана (Таджикистан).

Могила Энвер-паши была местом массового паломничества до середины тридцатых годов, потом советскими властями холм был срыт, но могила продолжала посещаться местными жителями. Эта могила получила название мазора Хазрати-шох (мавзолея Святого Шаха). Прах Энвер-паши был торжественно передан президенту Турции Сулейману Демирелю таджикским лидером из Бальджуана Изатулло Хаёевым 4 августа 1996.

Владелец страницы: нет
Поделиться