Косса Михаил Ильич

Косса Михаил Ильич — Биография

Михаил Ильич Косса (1921—1950) — майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1946), репрессирован, реабилитирован посмертно.

Михаил Косса родился 20 октября 1921 года в селе Малокатериновка (ныне — посёлок в Запорожском районе Запорожской области Украины) в семье крестьянина. Окончил семь классов школы в родном селе, после чего работал ретушёром в фотоателье, одновременно учился сначала в Запорожском аэроклубе, позднее в Днепропетровском. В 1940 году Косса был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году он окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. С мая 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Летал на самолётах «И-16», «И-153», «Як-1». 2 августа 1942 года был сбит над вражеской территорией, проживал в одной из деревень Украины под видом мужа одной из местных жительниц, дважды арестовывался полицией, но оба раза был отпущен. После освобождения вернулся на фронт.

К весне 1944 года гвардии старший лейтенант Михаил Косса был заместителем командира эскадрильи 42-го гвардейского истребительного авиаполка 269-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 324 боевых вылета, принял участие в 94 воздушных боях, в которых сбил 14 самолётов. Был представлен к званию Героя Советского Союза. Пока документы ходили по инстанциям, он успел принять участие в боях по ликвидации вражеской группировки в районе Гдыня-Данциг, форсировании Одера. Последний свой самолёт сбил 1 мая 1945 года. К концу войны он совершил 377 боевых вылетов, принял участие в 113 воздушных боях, сбив 15 самолётов лично и 4 — в группе, ещё 4 повредил. Принимал участие в Параде Победы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии старший лейтенант Михаил Косса был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8100.

В 1949 году Косса окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС. В мае 1949 года он был назначен командиром авиазвена учебного центра ДОСАВ, располагавшегося в селе Ротмистровка Киевской области Украинской ССР. 24 сентября 1949 года он поднял в воздух самолёт «Як-9», принадлежавший центру, и направился в сторону государственной границы СССР. Совершил посадку на румынском аэродроме Сучава, был арестован и выдан Советскому Союзу. 26 сентября 1949 года Коссе было предъявлено обвинение в измене Родине. В ходе следствия он признал свою вину, однако в суде отказался от показаний, ссылаясь на применение к нему мер физического воздействия и заявив, что границу он пересёк в состоянии алкогольного опьянения, а на румынский аэродром сел, чтобы попросить заправить его самолёт для немедленного возвращения в свою часть. Государственный обвинитель потребовал для Коссы 25 лет исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества, однако Военная коллегия Верховного Суда СССР 20 апреля 1950 года приговорила бывшего майора Михаила Коссу к высшей мере наказания. Приговор обжалованию не подлежал и был приведён в исполнение в тот же день. Тело было захоронено на территории Донского кладбища Москвы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1951 года Косса посмертно был лишён всех званий и наград. Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 1 июня 1966 года он посмертно был реабилитирован. Восстановлен в звании Героя Советского Союза.

Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, а также рядом медалей.

Владелец страницы: нет