Яцук Николай Александрович
Яцук Николай Александрович

Яцук Николай Александрович — Биография

Яцук Николай Александрович (1884—1930) — один из первых русских авиаторов, капитан 2 ранга, первым теоретически обосновал возможность воздушного тарана, профессор.

Николай Александрович Яцук родился 11 января 1884 года в Кемери Рижского уезда.

Служба в военно-морском флоте

В 1900 году после окончания 6 классов Псковской гимназии поступил на механическое отделение Морского инженерного училища, которое окончил с отличием 6 мая 1903 года с присвоением звания младший инженер-механик. 1 января1905 года переименован в поручики.

С мая 1903 по февраль 1904 года служил судовым инженер-механиком миноносца № 221, затем младшим инженер-механиком на крейсере «Аврора», а с апреля 1904 по декабрь 1905 года — судовым инженер-механиком эскадренного миноносца «Бодрый».

Участник русско-японской войны. За мужество в бою, проявленное в Цусимском сражении, Н. А. Яцук был награждён орденом Святой Анны 3 степени с мечами и бантом.

По окончании русско-японской войны служил помощником старшего инженер-механика крейсера «Терек» до января 1906 года.

С февраля 1906 года исполнял обязанности командира Владивостокского морского воздухоплавательного парка. В августе 1906 года часть была расформирована и Яцук вернулся в Петербург. Поступил на механическое отделение Морской Императорской Николаевской академии. 6 декабря 1907 года произведён в штабс-капитаны. Во время учёбы в академии дополнительно изучал воздухоплавание и радиоуправление.

В 1908 году окончил с отличием морскую академию и был назначен в 1-й Балтийский экипаж, преподавателем в машинной школе. Затем непродолжительно служил на транспорте «Самоед». С июля 1909 по июль 1910 года участвовал в приемных испытаниях крейсера «Паллада». Параллельно занимался воздухоплаванием. В 1909 году построил планёр собственной конструкции и совершил на нём ряд полётов. В том же году он провёл опыты по радиоуправлению подводных лодок и летательных аппаратов.

С ноября 1910 года состоял в распоряжении военного министра при Военно-электротехнической школе, как заведующий радиотелеграфными приборами особого назначения.

Служба в авиации

В сентябре 1911 года Яцук был командирован в Офицерскую воздухоплавательную школу. 28 июня1912 года сдал экзамен на звание лётчика при Школе авиации Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК) и продолжая обучение в школе работал в ней инструктором будущих пилотов. В октябре 1912 года окончил Офицерскую воздухоплавательную школу.

Во время учёбы в школе познакомился с авиатором П. Н. Нестеровым, ставшим впоследствии его другом. В 1911 году опубликовал в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 небольшую заметку о военном применении аэропланов, в которой впервые высказал мысль о воздушном таране.

В период учёбы в Школе авиаторов Николай Яцук читал лекции по воздухоплаванию в морской академии и написал ряд работ по авиации.

С декабря 1912 по июль 1914 года был начальником Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба. В 1912 году Яцук провёл первое лётное исследование девиации компасов на аэропланах — по аналогии с кораблями. Руководя авиашколой, одновременно возглавил отдел гидропланов и участвовал в их первых демонстрационных полетах в мае 1913 года. При ИВАКе по рекомендации Яцука была образована «учёная медицинская воздухоплавательная комиссия» для изучения «влияния на организм человека пребывания в различных условиях верхних слоев атмосферы».

В 1912 году стал членом Петербургского отделения РСДРП(б).

В это же время Яцук продолжал работать над теорией использования авиации для научных изысканий в области астрономии, аэродинамики, акустики, термодинамики и оптики и написал на эту тему ряд работ. В 1913 году получил звание лейтенант флота с сохранением звания инженер-механика.

18 августа 1913 года Н. А. Яцук участвовал в перелёте по маршруту Петербург — Москва — Петербург. Пролетел 217 верст за 48 часов, пока не отказал мотор.

4 апреля 1914 года на аэростате «Треугольник» с пассажирами Морозовым, Водовозовым и доктором Цитовичем проводил научно-медицинские исследования. Пролетев около 100 верст, аэростат опустился в районе Ладожского озера.

8 апреля 1914 года Яцук был произведён в старшие лейтенанты.

С началом первой мировой войны авиационная школа в полном составе ушла на фронт. 19 июля 1914 года Яцук был назначен командиром 34-го корпусного авиационного отряда Особого Добровольческого авиаотряда, в состав которого вошла авиационная школа.

В декабре 1914 года за воздушные разведки Яцук был награждён орденом Святого Станислава 2 степени с мечами. 11 июня 1915 года за отличия ему было присвоено звание — военный лётчик, а 2 апреля 1916 года звание капитан 2-го ранга.

В 1917 году Яцук был избран командиром своего же авиационного отряда, перешедшего на сторону большевиков. В 1918 году Н. А. Яцука командировали в Петроград, где он стал членом Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, начальником отдела и затем помощником начальника Главвоздухофлота, являлся одним из основных разработчиков наставлений, пособий и уставов для авиационных частей Красной Армии.

21 мая 1918 года в Москве был организован первый профсоюз лётчиков, Н. А. Яцук стал его председателем (профсоюз просуществовал недолго, так как все его члены вскоре стали военными). В том же году он организовал первую в стране школу военной маскировки. Эту школу посещали и высшие руководители Красной Армии: С. С. Каменев, М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе и др.

Преподавательская деятельность

После Гражданской войны Яцук перешёл на преподавательскую работу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (позже ВВИА имени Н. Е. Жуковского). В это время он написал труд «Авиация и её культурное значение», в котором он предусмотрел исследование северного побережья страны при помощи самолётов, поиск с воздуха полезных ископаемых, управление погодой. Этот труд стал на долгие годы своеобразной программой развития гражданского воздушного флота. В 1924 году был опубликован его труд по тактике военной авиации.

Читал лекции в авиационных военно-учебных заведениях РККА. Он был избран профессором трёх академий.

Николай Александрович умер 8 апреля 1930 года после тяжёлой болезни.

Владелец страницы: нет
Поделиться