Чупров Александр Иванович
Чупров Александр Иванович

Чупров Александр Иванович — Биография

Алекса́ндр Ива́нович Чупро́в (6 февраля 1842, Мосальск — 24 февраля 1908, Мюнхен) — российский учёный-экономист, статистик, общественный деятель. Член-корреспондент Петербургской АН.

Родился в г. Мосальск Калужской губернии. Отец — протоиерей Иоанн Филиппович Чупров. Закончил духовную семинарию. По окончании калужской духовной семинарии поступил в Петербургскую духовную академию, но под впечатлением от произведений Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева в 1862 г. ушёл из академии и поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, по окончании (1866) — стипендиат кафедры политической экономии и статистики.

Одним из его учителей был крупный учёный того времени профессор Иван Кондратьевич Бабст, который как раз в это время переключился с вопросов политэкономии на более прикладные темы и занялся изучением железнодорожного дела, совмещая это с практической работой в управлении Уральской горнозаводской железной дороги. Под влиянием И. К. Бабста у Чупрова появился научный интерес к железнодорожной проблематике. Летом 1872 г. он получил от университета стипендию и отправился, как тогда было принято у университетских преподавателей, в двухлетнюю заграничную командировку. За границей он жил в Лейпциге, Мюнхене, Гейдельберге и Вене, занимаясь написанием диссертациии, посещая лекции немецких профессоров и изучая западноевропейскую хозяйственную деятельность. После завершения зарубежной командировки вёл курсы политической экономии (с 1874 г.) и статистики (с 1876 г.).

25 апреля 1875 г. Чупров защитил магистерскую диссертацию: «Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношение к интересам страны». Первым официальным оппонентом на защите был один из крупнейших экономистов того времени академик Иван Иванович Янжул. Второй том этой работы под названием «Условия, определяющие движение и сборы по железным дорогам, валовой доход и его факторы. Количество товарных грузов» был защищён им в качестве докторской диссертации 28 апреля 1878 г.

Публикация двухтомника сразу выдвинула Чупрова в число авторитетных экспертов, и он был приглашён к участию в комиссии графа Э. Т. Баранова по исследованию железнодорожного дела в России и к участию в разработке «Общего устава российских железных дорог». Упомянутым двухтомником не исчерпывается вклад Чупрова в экономику железнодорожного транспорта; его перу принадлежит написанная в соавторстве с М. И. Мусницким книга «Упорядочение железнодорожных тарифов по перевозке хлебных грузов» (1890 г.) и большое количество экономической публицистики, собранной впоследствии в сборник статей «Из прошлого русских железных дорог: статьи 1874—1895 гг.». Чупров был сторонником выкупа частных дорог в казну и дальнейшей государственной эксплуатации железных дорог.

Чупров считается основателем экономики железнодорожного транспорта как самостоятельной научной дисциплины.

В качестве специалиста работал в комиссии графа Э. Т. Баранова по исследованию железнодорожного хозяйства России; в комиссии В. К. Плеве по исследованию причин падения цен на сельскохозяйственные продукты.

Организатор Московского Общества распространения технических знаний (1868). Активный участник съездов по техническому и профессиональному образованию. Деятель земского движения, сторонник развития земских профессиональных школ. Председатель статистического отделения Московского юридического общества (1883), ставшего центром земских статистиков. Один из организаторов переписи Москвы (1882).

Осенью 1899 г. Чупров прекратил преподавание и выехал за границу для лечения, откуда уже при жизни не возвращался. Умер Чупров от сердечного приступа 24 февраля (8 марта — по новому стилю) 1908 г. в Мюнхене, во время визита к мюнхенскому экономисту Вальтеру Лотцу. Тело его было перевезено в Москву, где он и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сын А. И. Чупрова — Александр Александрович Чупров, известный российский статистик.

Владелец страницы: нет