Зарянко Сергей Константинович
Зарянко Сергей Константинович
06.10.1818 — 01.01.1871

Зарянко Сергей Константинович — Биография

Серге́й Константи́нович Заря́нко (белор. Сярге́й Заранка; (род. 24 сентября (6 октября) 1818, Ляды Могилёвской губернии, ныне Дубровенский район, Витебская область, Беларусь — 20 декабря (1 января) 1870, Москва, Российская империя) — известный русский и белорусский живописец-портретист.

Начало пути

Воспитывался в 3-й гимназии Санкт-Петербурга и с детства проявлял художественные способности. Первые художественные навыки получил у живописца В. М. Аврорина, не обладавшего выдающимися способностями. Талант юного художника заметил знаменитый русский живописец А. Г. Венецианов, который способствовал определению Сергея Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств, где сам занялся его обучением живописи. Зарянко стал специализироваться на живописи перспективы. Во время академического курса Зарянко получил две серебряные медали — малую и большую. В 1838 году был удостоен звания неклассного художника, после чего продолжал писать преимущественно перспективные виды.

Академик и педагог

В 1843 г. за картину «Внутренность Морского Никольского собора» получил звание академика. Переселившись вскоре после этого в Москву, занимался там исполнением образов для разных церквей и преподаванием рисования. Перейдя в Санкт-Петербург, впервые серьёзно принялся за портретную живопись. На академической выставке 1849 г. были выставлены два великолепных портрета его работы, генерала Ломновского и певца О. Петрова, принесшие ему сразу громкую известность в публике. В 1850 г. за портреты графа Ф. П. Толстого и ротмистра Хвостова Академия присудила ему звание профессора.

В 1856 г. он начал работать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества инспектором и старшим профессором живописи. Эти должности Зарянко занимал до смерти.

Как наставник в Московском училище живописи и ваяния, Зарянко много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почётной известности, например: В. Г. Перов, И. М. Прянишников, В. Пукирев, В. И. Шервуд и Л. Ф. Жодейко.

О работах

Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению лиц, впрочем, больше внешнего их вида, чем в отношении внутреннего содержания. Всего написано им до сотни портретов, из которых, кроме вышеупомянутых четырёх, считались наиболее достойными внимания несколько портретов цесаревича Николая Александровича и государя императора в бытность его великим князем, портреты Турчанинова, Доливо-Добровольского, князя и княгини Абамелик, г-жи Лапиковой, графа А. А. Закревского, графа И. М. Толстого, князя С. М. Голицына, П. А. Тучкова, графа С. Г. Строганова, графа П. А. Шувалова и графа В. А. Адлерберга. Из перспективных картин Зарянко образцовыми в своем роде могут считаться, кроме вида Никольского собора, принёсшего ему степень академика, виды тронного зала в Зимнем дворце и зала Императорского училища правоведения, с портретами профессора и воспитанников этого заведения.

Владелец страницы: нет
Поделиться