Сидорин Иван Иванович
Сидорин Иван Иванович
25.02.1888 — 11.03.1982

Сидорин Иван Иванович — Биография

Сидорин Иван Иванович (25 февраля 1888 года, Москва — 11 марта 1982 года, Москва) — советский учёный в области металловедения, профессор (1929), доктор технических наук (1958), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1962). Основоположник отечественного авиационного материаловедения, создатель нового авиационного материала (металла) — кольчугалюминия.

Родился в Москве на Нижней Красносельской улице в купеческой семье выходцев из крестьян Московской губернии. В 1907 году окончил Александровское коммерческое училище (с серебряной медалью), получил звание кандидата коммерческих паук. В том же году поступил в Императорское московское техническое училище (ИТУ). В 1911—1912 годах служил вольноопределяющимся 4-го гренадерского Несвижского полка. 26 августа 1912 года в составе этого полка принимал участие в параде на Ходынском поле в честь 100-летия Бородинской битвы. После парада получил предложение поступить на «службу во дворце в покоях Государя за высокий рост и отличную выправку», но отказался. Получив звание прапорщика, вернулся к учебе. В 1914 году окончил химический факультет ИМТУ по специальности металлургия, дипломная работа «Проект доменного завода для юга России» (на примере Александровского и Днепровского заводов). Был оставлен в ИТУ для преподавания.

Во время I мировой войны служил в пехоте, заместитель командира полка. В 1917 году получил вызов из Главного артиллерийского управления и отбыл в его распоряжение. С 1 сентября 1917 года начал педагогическую работу в МВТУ.

После создания ЦАГИ — один из первых его работников, возглавил созданный им отдел испытания авиационных материалов и конструкций (ОИАМ). В 1922—1923 годах руководил созданием дуралюмина на Кольчугинском заводе. В октябре 1922 года вошел в образованную при ЦАГИ Комиссию по постройке металлических самолетов под председательством А. Н. Туполева, став его заместителем. Первый металлический самолет АНТ-1 поднялся в воздух с Кадетского плаца в Лефортове 21 октября 1923 года. С тех пор 21 октября — День Российской авиации. Через несколько месяцев 26 мая 1924 года состоялся полет первого цельнометаллического самолета АНТ-2 на Ходынском аэродроме.

В 1925 году вместе с А. Н. Туполевым и Б. С. Стечкиным находился в многомесячной заграничной командировке для изучения научно-исследовательских институтов и авиационных заводов Германии, Франции и Англии. Позднее (1935) побывал в командировке в США.

Основатель кафедры металловедения в МВТУ в 1929 году. Это первая в мире кафедра металловедения.

В 1930-е годы под его руководством создана высокопрочная сталь хромансиль.

В 1932 году на базе отдела ОИАМ ЦАГИ был создан новый самостоятельный научно-исследовательский институт: Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Научным руководителем ВИАМ (техническим директором) был назначен И. И. Сидорин. За 6 лет он проделал колоссальную организаторскую работу по строительству, подбору кадров, разработке тематики и другим вопросам, позволившую создать уникальный и авторитетный материаловедческий институт, взявший на себя всю ответственность за качество металлургического производства и технологию переработки материалов в детали летательных аппаратов и их двигателей.

В 1938 году был репрессирован и направлен на работу в специализированные КБ системы НКВД в Химках под Москвой. Затем до 1942 года работал на Казанском моторостроительном заводе. В конце 1942 года был включен И. В. Сталиным в число разработчиков нового мощного мотора для бомбардировщика дальнего радиуса действий, был вызван в Москву и назначен главным металлургом 45-го авиамоторного завода.

В 1942 году судимость была снята.

С 1946 года вернулся к преподавательской работе в МВТУ, до 1972 года руководил кафедрой. И. И. Сидорин также руководил Русским обществом испытаний материалов, Всесоюзной ассоциацией испытаний материалов, секцией авиаматериалов АВИАВ НИТО и секцией металловедения НТО Машпром. Был членом Международной ассоциации испытаний материалов.

Похоронен на Даниловском кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться