Степанов Владимир Иванович
Степанов Владимир Иванович

Степанов Владимир Иванович — Биография

Влади́мир Ива́нович Степа́нов (17(29) июня 1866 — 16 (28) января 1896) — артист балета императорской Петербургской труппы, создатель одной из систем записи танца.

В 1885 окончил Петербургское театральное училище и был принят в кордебалет Мариинского театра.

В. И. Степанов разработал так называемую «нотнолинейную» систему записи балетного танца, зашифровывая каждое движение подобно музыкальным знакам. При разработке своей системы он в течение двух лет посещал лекции по антропологии и анатомии в Петербургском университете, после чего был командирован за счёт дирекции императорских театров для усовершенствования в Париж, где продолжил работу над системой. Результатом стала изданная в 1892 г. в Париже книга под названием «Азбука движений человеческого тела» (Alphabet des mouvements du corps humain. P., 1892). Вернувшись в Петербург, Степанов продемонстрировал свою методику дирекции императорских театров, и специальная комиссия утвердила её. В 1893—1895 гг. В. И. Степанов был допущен обучать этой методике учеников в Императорском театральном училище, а затем командирован в Москву для преподавания в Московском театральном училище. Ученики записывали по этой системе и разучивали как отдельные дивертисменты, так и целиком балетные хореографии. Степанов даже ввел термин «хореографическая партитура», ставший в наше время широко применяемым.

Среди его известных в будущем учеников были А. А. Горский, Т. П. Карсавина, Н. Г. Сергеев, из которых последний хорошо освоил и стал успешно использовать этот метод.

В 1893 году В. И. Степанов поставил в Мариинском театре балет «Мечта художника» Ц. Пуни, используя свою систему и восстановив хореографию Ж.Перро 1848 года.

Скоропостижно скончался в 1896 году.

Н. Г. Сергеев, танцор и режиссёр, а затем главный режиссёр балетной труппы Мариинского театра, использовал систему Степанова для записи балетов репертуара Мариинского театра, привлекая к работе и других танцоров. С 1903 года ему стал активно помогать А. И. Чекрыгин, с которым они совместно записали несколько балетов, а затем Николай Кремнёв, Виктор Рахманов и др. Сергеев так активно работал в этой области, что многие стали называть систему его именем. Это вызвало вполне справедливое возмущение со стороны вдовы В. И. Степанова, балерины той же труппы Марии Александровны Эрлер, обратившейся с гневным письмом в прессу. Справедливость была восстановлена, а Сергеев продолжил свою деятельность.

В 1918 году он эмигрировал, захватив с собой большую коллекцию, в том числе записи 27 балетов знаменитых хореографов М.Петипа, Л.Иванова и др.. По этим записям он ставил спектакли в европейских театрах, а после его смерти коллекция, сменив нескольких владельцев, в 1969 году была продана в Гарвардский университет, США. Все эти записи сейчас открыты и активно используются балетмейстерами разных стран для возрождения академических балетов.

Владелец страницы: нет