Серов Александр Николаевич
Серов Александр Николаевич
23.01.1820 — 01.02.1871

Серов Александр Николаевич — Биография

О российским певце см. Серов, Александр Николаевич (певец).

Алекса́ндр Никола́евич Серо́в (рус. дореф. Александръ Николаевичъ Сѣровъ; 11 января 1820 — 20 января 1871) — русский композитор и музыкальный критик; отец живописца Валентина Александровича Серова.

Его дедом по материнской линии, по свидетельству В. В. Стасова, был Карл Иванович Габлиц. Отец — юрист.

Закончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, затем учился в Училище правоведения (1835—1840). Юрист по образованию, чиновник министерства юстиции и внутренних дел: действительный статский советник.

В семилетнем возрасте начал учиться музыке у молодой пианистки Олимпиады Жебелёвой, занимавшейся с ним, по словам В. В. Стасова, «солидно и необыкновенно тщательно». Серов посвятил своей наставнице фортепианный ноктюрн, а впоследствии вспоминал: «Это труженица, искренно любящая свое искусство; не владея современной пустой виртуозностью, она глубоко внедрила в меня любовь к музыкальной литературе». В 1842 году Серов познакомился с Глинкой, который во многом определил художественные взгляды и вкусы Серова. Значительное влияние на формирование Серова как музыканта имело и происшедшее вскоре знакомство с Даргомыжским.

После пятилетней службы в Петербурге Серов был направлен в Симферополь. Здесь он написал свои первые оперы «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», позже уничтоженные. Из Симферополя Серов был переведён в Псков и вскоре, наперекор воле отца, оставил службу. Переехав в 1850 году в Петербург он становится музыкальным критиком: его первые статьи появились в 1851 году в журналах «Современник», «Сын отечества», «Библиотека для чтения»; затем — в Пантеоне.

В 1858 году, во время поездки за границу, Серов познакомился с Листом и Вагнером, встречи с которыми описал в опубликованных в 1858—1859 годах «Письмах из-за границы». В этом же году он впервые в России провёл цикл публичных лекций о музыке, не имевших тогда успеха. Однако, повторенные в 1860 году лекции, имели уже значительный успех.

Как указывал Ф. М. Толстой, Серов-композитор был выше Серова-критика. В 1863 году с огромным успехом прошла премьера его оперы «Юдифь». В этом же году он женился на своей ученице, одаренной музыкантше — Валентине Бергман.

В 1867 году Серов предпринял вместе с женой попытку основать впервые в России специальную музыкальную газету «Музыка и театр» — газета просуществовала недолго, не найдя поддержки в обществе.

В 1868 году Серов снова прочёл цикл лекций в Москве; он пропагандировал творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других выдающихся композиторов. В 1870 году Русское музыкальное общество командировало его, с солидными рекомендациями от великой княгини Елены Павловны, в Вену — на торжества по поводу столетия со дня рождения Бетховена.

Серов был первым, кто употребил термин «симфонизм».

Владелец страницы: нет
Поделиться