Майерс Фредерик
Майерс Фредерик
06.02.1843 — 17.01.1901

Майерс Фредерик — Биография

Фредерик У. Майерс (англ. Frederick W. H. Myers, 6 февраля 1843 года — 17 января 1901 года) — британский поэт, эссеист, филолог; автор философских доктрин; активист первой волны спиритуализма и один из основателей Общества Психических исследований (ОПИ). Книга Майерса «Человеческая личность и её жизнь после смерти тела» (англ. Human Personality and Its Survival of Bodily Death), опубликованная в 1903 году (через два года после его смерти) считается классикой спиритуалистской литературы.

Фредерик У. Майерс родился в Кезуике, Камберленд, Англия, в семье священника, автора двух книг: «Lectures on Great Men» (1856) и «Catholic Thoughts» (1873). Закончив Колледж Св. Троицы в Кембридже, Майерс-младший в 1864 году начал читать лекции по античности в Кембриджском университете. В 1867 году он опубликовал свою первую поэму «St Paul», которая приобрела немалую популярность. За ней последовали два поэтических сборника, во второй из которых было включено стихотворение «The Renewal of Youth» (1882), ознаменовавшее, как считается, кульминацию его поэтического творчества.

К 1869 году Фредерик Майерс разочаровался в ортодоксальной христианской доктрине и утратил веру в существование посмертной жизни человеческого духа. Он признавался позже, что агностицизм и материализм действовали на него то как «…тупая боль, которую приходилось терпеть с безрадостным упорством, то как приступ паники, напоминающий тот, что является в ночном кошмаре, но приходящий солнечным днем».

Постепенно Майерс заинтересовался участившимися сообщениями о паранормальных явлениях. Не будучи психологом по образованию, он, тем не менее, создал собственную (и впоследствии признанную профессионалами) теорию «сублиминального я», а также сформулировал гипотезу, согласно которой телепатическите способности состоят в полной гармонии с основными законами человеческого бытия. Именно Майерс ввёл термин «telepathy», который до него принято было называть «передачей мысли» (англ. thought transference). Американский психолог Шервуд Эдди отмечал, что Майерс в своих попытках исследовать подсознание (которое он называл «сублиминальным я») шел параллельной Фрейду и независимо от него. Разница состояла в том, что если Фрейд принял «атомарный» материализм, рассматривая философию всего лишь как совокупность методов рационализации и отвергая религию как мракобесие и мошенничество, то Майерс утверждал, что Вселенная управляется «сверхорганичными» силами; формой бытия, стоящей на высшей ступени по отношению к человечеству. Психические исследования он рассматривал как точку пересечения религии, философии и науки.

Интерес к психическим исследованиям появился у Майерса в 1870-х годах и вызван был — сначала феноменом преподобного Стейнтона Мозеса, затем медиумизмом Леоноры Пайпер. В 1882 году вместе с профессором Уильямом Барреттом, профессором Генри Сиджуиком и Эдундом Гёрни он основал в Лондоне Общество Психических исследований. Майерс был одним из первых участников Теософского общества, из которого вышел (предположительно) в 1886 году..

В 1886 году совместно с Гёрни и Фрэнком Подмором он опубликовал свою первую большую работу, «Призраки живущих» (англ. Phantasms of the Living). Но действительно долгосрочный резонанс имела опубликованная посмертно книга «Human Personality and Its Survival of Bodily Death». В предисловии к ней Майерс писал:

В своей книге Майерс исследовал множество тем: распад личности, гениальность, сон, гипнотизм, сенсорный автоматизм, видения умерших, моторный автоматизм, транс, одержимость и состояние экстаза. Олдос Хаксли писал:

В своей великой книге Майерс собрал воедино гигантские залежи информации о странных и часто удивительных процессах, происходящих в верхних этажах здания человеческой души. И эту информацию он представил в научных категориях, которые признают существование не только крыс и жуков, но также сокровенных сущностей и ангелов, которых игнорируют Фрейд и его последователи.

— Олдос Хаксли в предисловии к изданию 1961 года.

Отдавая Маерсу должное как поэту, Хаксли всё же рассматривал его прежде всего как ученого в классическом понимании этого слова; наблюдателя и философа платонической школы, который «считал себя вправе больше внимания уделять позитивным аспектам сублиминального я, нежели аспектам негативным и разрушительным».

На протяжении всех лет научных исследователей подсознания Майерс сохранил веру в то, что и после смерти человеческое сознание сохраняет свою индивидуальность. Более того, что — «…те, кто телепатически общались с нами в этом мире, продолжают телепатически общаться снами из иного мира».

Оливер Лодж в автобиографии «Минувшие годы» (англ. Past Years) писал, что Майерс обладал необычайным интересом к науке и необыкновенной памятью. Он знал наизусть «Энеиду», а лекции о поэтах (в частности, Дж. Краббе) читал без конспектов, наизусть цитируя обширные фрагменты сравнительно малоизвестных произведений. Именно Майерс, по словам Лоджа, сломил в нём остатки скептицизма и продемонстрировал ему логическую суть гипотезы о посмертной жизни человеческого сознания. «Он предоставил мне такие свидетельства, которые постепенно убедили меня в истинности его доктрины», — писал учёный. В дальнейшем Лодж признавался что не раз подвергал сомнению тот путь в исследованиях, который выбрал. Но каждый раз он напоминал себе, что если бы не это решение, его пути никогда бы не пересеклись с Майерсом.

Владелец страницы: нет
Поделиться