Шварц Исаак Иосифович
Шварц Исаак Иосифович

Шварц Исаак Иосифович — Биография

Исаа́к Ио́сифович Шварц (1923—2009) — советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации (1996),лауреат Государственной премии России, единственный в стране композитор — трёхкратный обладатель кинопремии Ника. Автор симфонических произведений, а также музыки к двум балетам, более чем 35 спектаклям и 125 фильмам. Наибольшую известность Шварцу принесла его музыка в картинах С.Соловьёва и В. Мотыля.

Исаак Шварц родился 13 мая 1923 года в Ромнах (ныне Сумская область Украины) в интеллигентной еврейской семье, где ему и его сёстрам Софье и Марии с детства привили любовь к чтению и музыке. Дед по отцовской линии имел духовное звание, в начале XX века переехал в Полтавскую губернию из Прибалтики. В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, там мальчик начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля у А. С. Замкова, чуть позже брал уроки у профессора Л. В. Николаева. В 1935 году Шварц в возрасте 12 лет побеждает на конкурсе юных дарований в Большом зале ЛГФ.

В декабре 1936 года отец Исаака, филолог-арабист Иосиф Евсеевич Шварц (1889—1938), обладавший красивым, сильным баритоном, был арестован органами НКВД СССР, осуждён по статье 58 УК РСФСР и сослан в лагеря, где в апреле 1938 года был вновь осуждён и расстрелян в Магадане. Летом 1937 года семью Шварца выслали из Ленинграда в Киргизию. Мать Исаака, Рахиль Соломоновна, выпускница Киевского коммерческого института, преподавала математику, литературу и русский язык в школе; устроилась во Фрунзе на швейной фабрике, а 14-летний Исаак начал давать частные уроки фортепиано детям фрунзенских чиновников. Старшая сестра Софья, студентка консерватории, будучи одарённой пианисткой, познакомила Исаака с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других классиков. С детских лет Шварц очень ценил в музыкальном произведении мелодию — красивую, яркую и запоминающуюся.

В 1938 году Шварц в столице Киргизии начал брать уроки композиции у педагога В. Г. Фере. В последующие годы ссылки он работал концертмейстером в Киргизском государственном театре. В начале Великой Отечественной войны Шварц руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны. Весной 1942 года был контужен в результате артобстрела под Харьковом. Восстанавливался после контузии в госпитале в Алма-Ате.

В 1943 году Исаак Иосифович женился на подруге детства и юности, пианистке Соне Полонской, вскоре родилась его единственная дочь Галина.

В 1945 году Шварц вернулся в Ленинград и при участии Д. Д. Шостаковича поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в класс Б. А. Арапова. В годы учёбы Шварц написал Сонату для скрипки и фортепиано (соль минор), Струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, а также вариации для фортепиано, арию для скрипки с фортепиано. Творчество Шварца впервые привлекает внимание музыковедов: у молодого автора отмечают сочные контрасты лирических и жанровых музыкальных образов, естественную свежесть мелодики и гармонического языка. Романсы Шварца, написанные в студенческие годы, исполнялись на концертах известными ленинградскими певцами С.Шапошниковым, Н.Вельтер и другими. Последние два года пребывания в консерватории Шварц учился у О. А. Евлахова. Под наставничеством педагога Шварцем написана кантата «Дума о Родине» на стихи А.Чепурова для баса, хора и симфонического оркестра в трёх частях, баллада для баритона с оркестром «Солдат и вьюга» на стихи М.Светлова, романсы на стихи В.Орлова, С.Щипачёва, а также в 1954 году «Симфония фа минор», лирико-эпическое повествование о молодом современнике в четырёх частях, принёсшая композитору первый заметный успех. Мелодика симфонии органично связана с пафосом советских массовых песен и с народной музыкой. Премьера состоялась 6 ноября 1954 года, с тех пор произведение много раз исполнялось в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году симфония исполнена на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов СССР, на котором Шварц был принят в его ряды.

В последующие годы композитор пишет колоритную по оркестровке Молодёжную увертюру для симфонического оркестра, два балета — «Накануне» и «В стране чудес», музыку для спектаклей («Идиот», «Горе от ума», «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Г. Товстоногова, «Доходное место» в постановке Р. Сусловича и др.).

В 1958 году началась плодотворная деятельность Шварца в кинематографе, которая стала главной в его творчестве. Первые картины с его музыкой — «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент», «Балтийское небо». Композитор успешно сотрудничал с кинорежиссёрами разных школ, стилей и поколений: И.Пырьевым, М.Роммом, И.Хейфицем, В.Венгеровым, М.Швейцером, Ю.Карасиком, В.Мотылём, С.Соловьёвым, Н.Губенко, Г.Ароновым, А.Германом, П.Тодоровским, Р.Нахапетовым, С.Бодровым, П.Лунгиным, В.Бортко, Е.Татарским и другими. Владея многообразными типами композиторской техники, Шварц умел подобрать скрипичный ключ к любому, самому замысловатому сценарию, выше всего ценил в музыке мелодическую естественность, простоту и искренность; по отзывам критиков его музыка насыщена состраданием, редким даром сопереживать как экранным персонажам, так и зрителям, добротой и человеколюбием.

Шварц является автором музыки к более чем 125 кинофильмам, среди которых есть шедевры отечественного и мирового кинематографа. Наибольший успех сопутствовал композитору в фильмах Мотыля и Соловьёва. Широкую известность и любовь миллионов телезрителей завоевала полная грустного очарования музыка из фильма «Мелодии белой ночи» (1976). Саундтрек из этой советско-японской мелодрамы давно живёт самостоятельной жизнью.

У слушателя невольно возникает ощущение, что пронзительно-печальная, нежная и задумчивая музыка Шварца знает всё, даже то, что мужчина и женщина на экране в самые интимные мгновения не решаются сказать друг другу вслух.

Весьма плодотворным оказался творческий союз Шварца с Булатом Окуджавой. Вместе они создали 32 песни и романса, наиболее известные из которых — песня Верещагина «Ваше благородие…» («Белое солнце пустыни»), «Песенка кавалергарда» («Звезда пленительного счастья»), романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка». Окуджава очень высоко ценил редкостный дар Шварца «извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки».

Премии «Оскар» за лучший иностранный фильм (1976) была удостоена советско-японская картина «Дерсу Узала» (реж. Акира Куросава), музыку к которой написал Исаак Шварц.

Другие широко известные и популярные фильмы, узнаваемые в том числе и благодаря лирической музыке Шварца — «Станционный смотритель», «Законный брак» (лучший советский фильм 1985 года), «Сто дней после детства», «Братья Карамазовы», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Егор Булычов», «Живой труп», «Карусель», «Из жизни отдыхающих», «Нас венчали не в церкви», «Обрыв», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва». Музыка для этих фильмов записывалась оркестрами под управлением дирижёров Ю.Темирканова, Э.Хачатуряна, А.Лазарева, В.Понькина, Е.Колобова, В.Джордания, М.Эрмлера. Критики отмечали, что музыка Шварца входит в фильмы как неотъемлемая часть их художественной сущности, вступает в полифоническое взаимодействие с видеорядом, открывая в запечатлённых образах заранее непредставимые глубины. Указывалось также, что некоторые фильмы запоминаются зрителям не столь в силу своего содержания, сколь благодаря божественной музыке Шварца.

Последнее большое симфоническое программное произведение композитора — «Концерт для оркестра в семи частях. „Жёлтые звезды“ („Пурим-шпиль в гетто“). Памяти Рауля Валленберга». Идею этого масштабного произведения Шварцу навеяли документальные записки узницы каунасского гетто, поразившие композитора описанием празднования Пурима, весёлого еврейского праздника, превратившегося в лагере смерти в праздник с петлёй на шее. «Жёлтые звёзды» названы в рецензиях лирическим гимном мужеству, мудрости, чувству собственного достоинства и единства обречённых людей, преодолевших ужас неминуемой гибели. Московская премьера состоялась 29 сентября 2000 года в Зале Чайковского, к 60-летию творческой деятельности композитора (Российский национальный оркестр, дирижёр — Павел Сорокин), существует телевизионная версия этого вечера (ТВЦ, режиссёр — Ольга Трегубова). В 2002 году Концерт был записан Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова и выпущен в 2005 году фирмой Capriccio Records на компакт-диске и DVD.

Шварц — необыкновенный человек, интеллигентный, тонко чувствующий. Его высокий интеллект неразрывно связан с духовностью, просто неотделим от неё. Бог одарил его талантом слышать высшие мелодии и выражать их языком ясным и доступным — с помощью музыки. А музыке нас птицы научили.

— Б.Кушнер, музыковед

Композитор с 1964 года до конца своих дней жил и работал в посёлке Сиверский (железнодорожная станция Сиверская в 70 км от Санкт-Петербурга) Гатчинского района Ленинградской области. Здесь, в Кезево, его посещали В.Высоцкий, А.Миронов, А.Куросава, З.Гердт, И.Смоктуновский, С.Соловьёв, И.Бродский, Б.Окуджава, В.Мотыль и многие другие творческие деятели и друзья. В Петербург Шварц выбирался редко, творческие вечера обычно устраивал в местной библиотеке им. А.Майкова. В 1979 году 56-летний композитор женился на 20-летней Антонине Нагорной, с которой счастливо прожил 30 лет.

Скончался во сне 27 декабря 2009 года в половине восьмого вечера, когда прилёг вздремнуть после работы за роялем. Исаака Шварца похоронили 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Согласно воле композитора, его похороны прошли в соответствии с еврейским погребальным ритуалом. Поминальную молитву «Кадиш» над гробом Исаака Шварца произнес один из раввинов Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины.

Владелец страницы: нет
Поделиться