Ахвердиев Абдуррагим-бек оглы
Ахвердиев Абдуррагим-бек оглы
28.05.1870 — 12.12.1933

Ахвердиев Абдуррагим-бек оглы — Биография

Абдуррагим-бек Асадбек оглы Ахвердиев (Ахвердов) (азерб. Əbdürrəhim bəy Əsəd bəy oğlu Haqverdiyev; 16 (28) мая 1870, Шуша — 12 декабря 1933, Баку) — азербайджанский писатель, драматург, переводчик, публицист, театральный и общественный деятель, классик азербайджанской литературы. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1928), первый дипломат Азербайджана и первый дирижёр в период демонстрации оперы «Лейли и Меджнун», основатель и руководитель театрального общества Азербайджана.

Абдуррагим-бек Ахвердиев родился 16 (28) мая 1870 года в городе Шуша. Его отец Асадбек был секретарём в уездном управлении. После того, как в три года Абдуррагим потерял отца, он некоторое время жил у дяди. В 1880 году отчим Абдуррагима Садыгбеков отдаёт его в школу. В 1890 году Ахвердиев оканчивает шестой класс Шушинского реального училища и поступает в последний класс Тифлисского реального училища.

В 1891 Ахвердиев, после окончания Тифлисского реального училища, для продолжения образования едет в Петербург, где поступает в институт инженеров железнодорожного транспорта, и одновременно в качестве вольнослушателя посещает курсы восточного факультета университета. В Петербурге будущий драматург продолжает интересоваться театром, часто посещает спектакли Александринского театра. Свои первые драматические произведения «Съешь гусиного мяса, узнаешь его вкус» (1892) и «Разорённое гнездо» (1896) написал в Петербурге.

В драме «Разорённое гнездо» («Рассыпавшийся союз») Ахвердиев изображает разложение русского и азербайджанского дворянства в конце XIX века, социальную и семейную трагедию помещика. В пьесе «Несчастный юноша» (1900) Ахвердиев впервые в азербайджанской драматургии создал образ молодого человека, вступающего в борьбу с патриархально-феодальными порядками. В исторической трагедии «Ага Мухаммед-шах Каджар» (1907) создал обобщённый образ восточного деспота. Пьеса Ахвердиева «Волшебница пери» (1901), отразившая влияние на творчество символистской драматургии, утверждала идею непротивления злу.

Лучшие произведения Ахвердиева выражают протест против угнетения народа, призывают к борьбе с пережитками феодализма, невежеством. А. Ахвердиев, как и Н. Везиров, показывал разложение феодального строя, деградацию помещиков, но он расширил рамки бытовой драматургии, углубил социальный смысл своих пьес, создал образы героев, вступающих в борьбу за справедливость, протестующих против насилия. Пьесы автора шли во всех азербайджанских дореволюционных труппах. Ахвердиев участвовал в развитии национального театра также и как организатор, режиссёр. В 1899—1900 годах он руководил Шушинской драматической труппой, позднее работал вместе с Г. Махмудбековым, Д. Зейналовым в бакинской труппе, осуществляя постановку спектаклей. Ахвердиев добился значительных успехов в деятельности этого коллектива, с 1900 года труппа стала профессиональной. В 1901—1903 он поставил в этом театре пьесы Наджаф-бека Везирова, М. Ф. Ахундова и др. А. Ахвердиев руководил труппой до 1904 года. Ахвердиев был идейным руководителем национального театра в период его становления, возглавлял борьбу за сценичический реализм, демократическую направленность азербайджанского театрального искусства, стремился обогатить репертуар, использовать опыт передовой русской культуры, добиться естественности, ансамбля в актёрском исполнении.

В 1906 году был выбран депутатом 1-й Государственной Думы от Елизаветпольской губернии.

С 1907 Ахвердиев — один из ведущих авторов боевого демократического журнала «Молла Насреддин», где помещает рассказы, фельетоны, статьи, резко критикующие буржуазно-помещичий строй, господствующие классы.

В советское время Ахвердиев написал пьесы «В тени дерева» (1926), «Старое поколение» (1927, в которой по-новому раскрывает тему крушения дворянского мира, обличает пережитки прошлого, «Женский праздник» (1928), «Товарищ Кёр-оглы» (1932). Пьесы Ахвердиева шли в Азербайджанском драматическом театре им. Азизбекова и других коллективах республики. Автор очерка «Из истории азербайджанского театра». Переводил Шекспира («Гамлет»), Шиллера, Горького, Чехова и др. Ахвердиев не имел детей, однако он удочерил дочь своей сестры Фатьму, которая до конца его дней находилась возле него, что также подтверждают документальные съёмки сотен тысяч людей на похоронах Ахвердиева, где единственным его родственником возле его тела являлась Фатима ханум к тому времени уже вышедшая замуж за Алибека Малик-Аббас.

Владелец страницы: нет
Поделиться