Костиков Андрей Григорьевич
Костиков Андрей Григорьевич

Костиков Андрей Григорьевич — Биография

Андре́й Григо́рьевич Ко́стиков (30 октября 1899, Казатин Бердичевского уезда Киевской губернии — 5 декабря 1950, Москва) — математик, специалист в области механики.

Генерал-майор, член-корреспондент Академии наук СССР по Отделению технических наук (механика) с 29 сентября 1943. Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП(б).

Андрей Григорьевич родился 30 октября 1899 г. на Украине, в г. Казатине Киевской губернии. Однако зарегистрирован был на родине родителей в с. Быстрое Мосальского уезда Калужской губернии, ныне — с. Боровенск, там же крещён. Его отец (умер в 1920 г.), выходец из крестьян, определённой профессии не имел и всю жизнь работал по найму чернорабочим, дворником, носильщиком, кочуя по России (Казатин, Киев, Москва, Петроград). Мать занималась домашним и сельским хозяйством (умерла в 1922 г.). Кроме Андрея в семье было еще двое детей: сестра и брат.

Закончив 4 класса Быстровской сельской школы, с 1913 года Костиков обучался в Москве, в технической конторе инженера Межерицкого, на слесаря-водопроводчика. Затем, в 1914-1919 годах, работал подручным слесаря, слесарем на заводах Москвы, Петрограда, Киева. С 19 лет — доброволец Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях против украинских повстанцев, в войне с Польшей. Был ранен в ногу. В августе 1920 года попал в плен к полякам, в апреле 1921 года бежал и вновь продолжил служить в РККА.

В 1922—1926 годах обучался в 3-й Киевской военно-инженерной школе, которую окончил «первым по успеваемости», после чего служил в Нижнем Новгороде. В 1930—1933 годах учился в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского «по авиационным двигателям и ракетной специальности», где всерьёз заинтересовался ракетной техникой. Был направлен инженером в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ, НИИ-3), работал в отделе баллистических ракет. По некоторым свидетельствам Костиков несколько раз встречался с К. Э. Циолковским в Калуге. С 1936 года — начальник отдела по разработке жидкостных ракетных двигателей. В ноябре 1937 года Костиков назначается исполняющим обязанности, а с сентября 1938-го, после ареста ряда ведущих сотрудников, становится главным инженером института, который в то время занимался разработкой и испытанием реактивных снарядов и установок для их пуска с земли и с самолётов.

В 1939 году сотрудниками института под руководством Костикова была создана и прошла испытания первая в истории надёжная наземная система залпового огня реактивными снарядами. 19 февраля 1940 года сотрудники института А. Костиков, И. Гвай и представитель Главного артиллерийского управления РККА В. Аборенков получили авторское свидетельство на её изобретение, ставшее основой для разработки будущей знаменитой «катюши». 17 июня 1941 г. Костиков продемонстрировал членам политбюро, правительства страны и руководства министерства обороны СССР работу установки залпового огня (УЗО), базировавшейся на автомобиле. За день до начала войны, 21 июня 1941 года, И. Сталин принял решение о развёртывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 (УЗО) и о начале формирования соответствующих войсковых частей. Уже 14 июля 1941 года секретное советское оружие (УЗО) приняло боевое крещение под Оршей под командованием капитана И. Флерова. Результаты были ошеломляющими. Двумя сериями залпов «Катюш» была полностью разрушена железнодорожная станция Орша и переправа через р. Оршица. С этого участка фронта гитлеровцы вывезли три эшелона убитых и раненых. Не менее важным было и огромное деморализующее психологическое воздействие ракетного оружия на врага.

28 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал два указа о награждении создателей «катюши». Первым указом «за выдающиеся заслуги в деле изобретения и конструирования одного из видов вооружения, поднимающего боевую мощь Красной Армии» Костикову было присвоено звание Героя Социалистического Труда (под № 13). Вторым указом орденами и медалями были награждены ещё 12 инженеров, конструкторов и техников, в том числе орденом Ленина — соавторы Костикова по изобретению — И. Гвай и В. Аборенков. 11 апреля 1942 г. Костиков получил Сталинскую премию I степени в размере 25 тыс. руб., которые сдал в фонд обороны. Конструктору было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы. В марте 1943 года Костиков был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Владелец страницы: нет
Поделиться