Нарциссов Борис Анатольевич — Биография
Бори́с Анато́льевич Нарци́ссов (14 (27) февраля 1906, с. Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии, ныне Шемышейский район Пензенской области — 27 ноября 1982, Вашингтон) — русский поэт и переводчик.
Вырос в Ямбурге в семье врача. Молодость провёл в Эстонии, где окончил гимназию (1924) и химическое отделение Тартуского университета (1931); по специальности химик.
Участвовал в литературной жизни Эстонии, входил в Юрьевский цех поэтов. Как он сам писал впоследствии (в стих. «Двойники»):
<...> Конец двадцатых. Сонный Дерпт, Академический эстонский Тарту. А там поэты: Цех Поэтов, И все в очках, и все — Борисы. Один — весьма потом известный Вильде (Расстрелян немцами в Париже); И неизвестный Тагго-Новосадов (Замучен после в ГПУ); И ваш покорный — чудом уцелевший. И ментор старший наш: Борис Васильич Правдин, Доцент, поэт, эстет и шахматист. Писал стихи: Мой пояс стоит два таланта серебра. Я дочь верховного иерофанта Аммона-Ра… Был в дружбе с Северянином, и Ларионов Проездом у него гостил <...>
С 1941 в Тюбингене, после окончания войны попал в лагерь для перемещённых лиц под Мюнхен, в 1951—1953 в Австралии, позднее — в США, где впервые начинает активно печататься. Работал по специальности, занимался исследовательской работой сначала в Колумбусе (до 1959), затем в Вашингтоне. С 1971 на пенсии.
Поэтические сборники «Стихи» (1958), «Голоса» (1961), «Память» (1965), «Подъём» (1969), «Шахматы» (1974), «Звёздная птица» (1978). Посмертно опубликована книга «Письмо самому себе» (Нью-Йорк, 1983). Переводил Эдгара По, игравшего большую роль в его творчестве, и др. поэтов. Для оригинальной поэзии характерны ностальгические и мистические мотивы (визионерство, двойничество, экзотика и т. п.), своеобразная ирония, словесные эксперименты.
Полярность двух основных занятий Нарциссова — естествоиспытатель и поэт — придаёт некую непреходящую напряжённость всему его творчеству: автор понимает опасность рационального познания мира. Суть в том, что подлинным источником его стихов стала его уверенность в существовании потусторонних сил: нередко он изображает демонический мир в гротескном сочетании с миром реальности. В стихах Нарциссова мотивы двойника, зеркала, духов, сновидений существуют наравне с картинами городов, пейзажей и предметов, виденных им. В своих описательных стихах Нарциссов старается охватить весь мир — от Крайнего Севера до Австралии, от Средиземноморья до далёких уголков Америки; исторические стихи посвящены прошлому Эстонии. Нарциссову «удаётся соединить современную научно-техническую мифологию с классической, а порой и Библейский апокалипсис с его ядерным эквивалентом» (Terras, HRL). Нарциссов, веривший в переселение душ, редко находил в своих стихах путь в более светлые миры, он «писал по-босховски сильно и ярко, зримо и осязаемо» (Б. Филиппов). Лексический запас Нарциссова очень богат — от церковно-славянского языка и диалектизмов вплоть до математической терминологии.
Занимался литературной критикой, переводами с эстонского языка.