Судейкина Вера Артуровна
Судейкина Вера Артуровна
06.01.1889 — 17.09.1982

Судейкина Вера Артуровна — Биография

Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина (урожд. де Боссе́, в замуж. также Люри, Шиллинг, Стравинская; 25 декабря 1888 (6 января 1889), Санкт-Петербург — 17 сентября 1982, Нью-Йорк), актриса Камерного театра и русского немого кино, художница прикладного искусства, живописец.

Рождение, ранние годы

Родилась в Санкт-Петербурге в семье шведки Генриетты Федоровны (урожд. Мальмгрен; 25.12.1870—1944?) и петербуржца французского происхождения Артура Гаральда Боссе (1861—1937), родного брата Эдуарда Теодора Боссе (1854—1927). По семейному преданию, отец дал девочке имя, в честь героини романа Ивана Гончарова «Обрыв».

Училась в московской гимназии М. Б. Пуссель, которую окончила в 1908 году с золотой медалью и правом преподавать математику и французский язык. Тогда же она получила музыкальное образование, беря уроки у пианиста Давида Шора (1867—1942), участника знаменитого в то время «Московское трио» (Трио Шора).

В 1910 году поступила в Берлинский университет, где на первом курсе изучала философию и естественные науки — физику, химию, анатомию, а на втором, перейдя на факультет искусства, посещала лекции Генриха Вёльфлина по истории искусства (по её словам, он открыл ей глаза), изучала архитектуру.

В 1910 году она вышла первый раз замуж за некоего Люри, но вскоре их брак был разрушен её родителями. В 1912 году вышла второй раз замуж за студента, прибалтийского немца, впоследствии актёра МХТ (1924—1928, 1934—1938, исполнитель роли немецкого майора фон Дуста в первой постановке «Дней Турбиных» М. А. Булгакова, 1926), Роберта Федоровича Шиллинга (1887—1939, арестован 27 апреля 1938 года по обвинению в шпионаже, осужден и расстрелян 4 марта 1939 года), с которым познакомилась в Берлине. Вскоре началась Первая мировая война, и окончить университет ей не удалось.

Вернувшись в Москву, она поступила в балетную школу Лидии Ричардовны Нелидовой, начала сниматься в кино (за два года — 1914—1915 — сыграла, по-видимому, пять ролей в фильмах кинокомпании «П. Тиман и Ф. Рейнгардт», поставленных режиссёрами Я. А. Протазановым, В. Р. Гардиным и А. Андреевым) и была принята в труппу Камерного театра Александра Таирова.

Девичья фамилия

Использование фамилии «де Боссе» с приставкой «де», подчёркивающее аристократическое или дворянское происхождение, не имеет никакого основания. Отец Веры, Артур Гаральд Боссе, не был ни аристократом, ни даже дворянином. Был он сыном купца первой гильдии, торговавшем в Риге и Санкт-Петербурге мануфактурой, следовательно, принадлежал к купеческому сословию. Дочь купеческого сына - Вера не имела прав на дворянское отличие в фамилии в виде приставки "де" и самовольно её использовала в своей девичьей фамилии, видимо, из практических соображений. Переход из одного сословия в другое был в Российской империи делом не простым. Интересно узнать, что родной дядя Веры, Эдуард Теодор, перешёл из купеческого в другое сословие — потомственных почётных граждан (даже не дворян!) в 1896 году, в 42 года, будучи уважаемым и известным в России предпринимателем, организатором крупного машиностроительного производства.

Кроме Веры, приставку "де" к фамилии, в отличие от Веры, совершенно заслуженно, использовал её двоюродный дядя, действительно дворянин, адмирал Фёдор Эмильевич де Боссе.

C Сергеем Судейкиным

В 1915 году в театре она познакомилась с художником Сергеем Юрьевичем Судейкиным (1882—1946) и в марте 1916 года переехала к нему в Петербург. Ради него Вера оставляет свою мечту быть актрисой, перестаёт сниматься в кино, становится музой и помощницей художника, а также сама начинает рисовать.

В апреле 1916 года Михаил Кузмин дарит ей и Судейкину пасхальный подарок — «Чужую поэму», их образы получили также отражение в его пантомиме «Влюблённый дьявол».

В июне 1917 года она вместе с Судейкиным уезжает в Крым. В августе 1917 года они общаются с Осипом Мандельштамом, который посвятил им стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла…».

Проведя лето 1917-го в окрестностях Алушты, к осени они перебрались сначала в Ялту, а потом в Мисхор, где и прожили до апреля 1919-го. В феврале 1918 года они регистрируют свои отношения.

Осенью того же года Вера впервые выставляет свои работы — на выставке «Искусство в Крыму» в Ялте.

В апреле 1919 года они в числе многих переезжают в Новороссийск, а в конце месяца — в Тифлис. В декабре 1919 года Судейкины покидают Тифлис и перебираются в Баку; 12 марта 1920-го возвращаются в Тифлис; затем был Батум, откуда в мае они уезжают в Париж.

Этот период своей жизни с Судейкиным Вера описала в своем дневнике, который вела с 1 января 1917 по 2 сентября 1919 года. В нём она рассказывает об их жизни в Петрограде накануне Февральской революции, о встречах с друзьями, поездке в Москву на выставку «Мира искусства», её разводе с Шиллингом, о том, как проходили дни «застрявших в Крыму» политиков, актёров, писателей, художников, а также — описывает колоритную жизнь Тифлиса в мае 1919 года.

C Игорем Стравинским

19 февраля 1921 года Дягилев знакомит Веру с Игорем Стравинским, в ноябре она вновь выходит на сцену — в небольшой роли Королевы в балете «Спящая красавица», а в конце мая 1922 года уходит от Судейкина.

В июне 1922 года в Париже вместе со своей подругой, художницей А. А. Даниловой (Тулой), Вера открывает магазинчик модных и театральных аксессуаров «Tulavera», по заказу Дягилева делает костюмы для балетов его труппы.

В августе 1922-го, Судейкин уезжает в Америку, Вера становится спутницей Стравинского. Стравинский был женат и не собирался покидать свою семью. Мать Стравинского так никогда и не узнала о его отношениях с Верой, но жена Стравинского Екатерина Гавриловна по его просьбе встретилась с нею в Ницце 1 марта 1925 года.

В марте 1939 года первая жена Стравинского умирает, в июне умирает его мать, осенью Стравинский уезжает в Америку. В конце года, преодолев бюрократические препятствия, Вере удаётся приехать к нему.

9 марта 1940 года они женятся спустя почти двадцать лет после их первой встречи.

В августе 1945 года вместе с подругой Елизаветой Соколовой Вера открывает в Беверли-Хиллз художественную галерею «La Boutique», в которой прошли выставки Павла Челищева, Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали; много рисует, с 1955-го она вновь начинает выставляться — в Риме, Венеции, Милане, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Цинциннати, Хьюстоне, Токио, Лондоне, Берлине, Париже…

Осенью 1962-го вместе со Стравинским она побывала в Москве и Ленинграде. Эту встречу со Стравинскими показывали по московскому телевидению.

Вместе они прожили пятьдесят лет, разлучаясь лишь ненадолго. При участии Веры издано несколько книг о Стравинском и об их жизни, в том числе их переписка и её ежедневники (в переводе на английский).

Вера де Боссе прожила долгую жизнь (девяносто четыре года), скончалась 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена в Венеции на кладбище Сан-Микеле, рядом со своим мужем Стравинским.

Владелец страницы: нет
Поделиться