Галахов Яков Яковлевич
Галахов Яков Яковлевич

Галахов Яков Яковлевич — Биография

Иа́ков Иа́ковлевич (Я́ков Я́ковлевич) Гала́хов (13 марта 1865, село Городище, Тверская губерния — 12 сентября 1938, ГУЛАГ) — российский духовный писатель, протоиерей и пастырь-проповедник, известный русский церковный деятель, профессор богословия Сибирского Томского Императорского университета, один из идеологов «Русской катакомбной Церкви» (РПЦ). Репрессирован системой ГУЛАГ, по большей части обвинений реабилитирован в 1990-е (кроме последнего дела в Казахстане, 1938).

Родился 13 марта (26 марта по н.с.) 1865 года в Тверской губернии, в селе Городище Калязинского уезда в семье священника Галахова. В 1885 окончил Тверскую Духовную семинарию по 2-му разряду, поступил в Казанскую духовную академию (КазДА), но зачисление было отложено на год. В 1885-1886 гг. служил псаломщиком в одном из храмов города Твери. В 1886—1890 учился в КазДА, по окончании которой получил высшее образование и учёную степень «кандидат богословских наук» (кандидат богословия) с правом преподавания в духовной семинарии. В том же 1890-м году архиепископом Тверским и Кашинским Саввой (Тихомировым) рукоположен во священника Никольской церкви города Бежецка Тверской губернии, где начался его пастырский путь. С 1897 года — священник, смотритель духовного училища города Новоржевск, Псковской губернии. В тот же год, за представленное сочинение «Послание святого апостола Павла к Галатам», был утверждён в степени магистра богословия. После службы на Псковщине был смотрителем Ново-Торжского духовного училища (Тверская епархия).

Преподавал богословие в ряде духовных училищ в Малороссии — в частности, в городах Харьков и Чернигов. С 14 сентября 1905 года священник Галахов становится протоиереем и ректором Черниговской духовной семинарии. В 1906 г. принимал участие в Предсоборном присутствии (Особое присутствие для подготовки Церковного Собора). В период жизни в Чернигове в семье священника И.И. Галахова родился сын Феодосий (1906). Впоследствии в 1910 году, в знак уважения, томский протоиерей Иаков Галахов избирается Почётным членом Черниговского епархиального древнехранилища при Черниговской духовной семинарии.

Протоиерей Иаков Иаковлевич Галахов в начале XX века становится крупным богословом, специализировавшимся в библеистике и апологетике.

С 14 августа 1908 года И. И. Галахов — профессор богословия и руководитель кафедры богословия в Сибирском Императорском Томском университете (ТГУ), одновременно он же — настоятель университетского храма, томской Казанско-Богородицкой церкви (Градо-Томской, иконы Казанской Божией Матери домовой университетской церкви) (с 1908). С 6 апреля 1911 года по совместительству занимает пост профессора богословия Томского Императорского технологического института. С 1908 года по 1914-й состоял в Братстве святого Димитрия (Томск), читал публичные лекции на религиозно-нравственные темы в воскресных духовных школах. В 1908—1917 — он один из известных учёных-историков, активно работает с артефактатми археологических научных экспедиций, один из зачинателей Томского археологического музея. С 1911 года по 1916 год состоял членом научного Общества этнографии и истории при Томском государственном (Императорском) университете, принимал участия в собраниях томских путешественников, антропологов, археологов и этнографов. С 1912 года — член научного Томского епархиального историко-археологического комитета и заведующий Археологическим музеем при Томском университете. Состоял членом Учёного Совета университета. В период 1914—1920 гг. — профессор кафедры Богословия и Истории Церкви Томского государственного университета — читал обязательный к изучению для студентов Юридического и Медицинского факультетов курс богословия. В 1914 году профессор И. Галахов выступил с предложением открыть при Томском университете первый в России теологический факультет. С 1913 года — преподаватель Богословия во вновь открывшимся (1910 год) томском вузе «Сибирские Высшие женские курсы». Одновременно с профессорской должностью, в 1918—1920 занимал должность приват-доцент Историко-филологического факультета ТГУ, в том числе находясь в сане протоиерея. В этот предреволюционный период много пишет, публикуется в журналах «Вера и Разум», «Церковный вестник», «Воскресная благодать», «Вера и жизнь», в газете «Епархиальные томские известия». В своих работах апологетического характера, в которых он критикует современные ему социальные и политические теории (как социалистические, так и либеральные), Галахов на понятных примерах доказывает, что религиозное мировоззрение не противоречит научному и современные достижения науки подтверждают истинность христианства.

К 1917 году он имел все предусмотренные для протоиерея награды, включая наградной Напёрстный Крест от Святейшего Синода и орден Святой Анны 2-й степени.

Преподавательская деятельность в университете и в технологическом институте предполагала и научную богословскую деятельность, плодом которой и стала книга «О религии», которая в настоящее время (2011) переиздана в Москве под названием «Религиоведение», является одной из современных теорий Русской Православной Церкви и русской духовной культуры. Первая часть этого богословско-философского исследования печатается по второму, исправленному и дополненному изданию (Томск, 1914), а вторая — по единственному изданию (Томск, 1915). Это исследование — одно из ценных университетских богословских курсов по современному религиоведению. В Томске познакомился и находился в дружбе с известным русским учёным Н. Ф. Кащенко.

В 1918 году, после падения власти большевиков в Сибири (май-июнь 1918) и введения Сибирского областничества, Я. Я. Галахов — активный участник нового церковного переустройства в Сибири. В 1917-1918 гг. он становится членом Собора Русской Православной Церкви. В ноябре 1918 года в Томске состоялось Сибирское церковное совещание. В нём участвовали 13 архиереев России, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян. Почётным председателем Совещания избрали митрополита Казанского Иакова, а председателем — архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского). На совещании было образовано (1918) Высшее Временное Церковное Управление во главе с омским архиепископом Сильвестром (Ольшевским). В Высшее Временное Церковное Управление вошли архиепископы Симбирский Вениамин (Муратовский), Уфимский Андрей (Ухтомский), священники Я. Галахов и Владимир Садовский, профессора П. Прокошев и А. Писарев. Совещание тогда постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее Временное Церковное Управление обязано во всём дать отчёт Святейшему Патриарху Всея Руси. Галахов выехал в город Омск, где была определена резиденция Сибирского Временного Высшего церковного управления России. Данное Управление осуществляло всю церковную власть в районах, находившихся вне территорий большевистской власти. В связи с упразднением в ТГУ кафедры богословия, в январе 1918 года И. И. Галахов формально становится доцентом по Кафедре церковной истории Томского университета, в реальности он продолжал жить в Омске, работая в Сибирском церковном управлении.

Реальный «русский социализм» сломал судьбу философа и богослова. Молох диктатуры работал на уничтожение христианства в России и в полной мере прошёлся по такой яркой личности, как Я. Галахов. После захвата Омска Красной Армией и установления здесь советской власти. Основной штаб коммунистов в Красной Сибири, Сибревком, был размещён в Омске, здесь же находились военные и другие штабы. 9 апреля 1920 года в Омске Галахов Я. Я. был арестован чекистами. Омской ГубЧК5 июля 1920 года был обвинён в контр-революционной и религиозной деятельности. 5 июля того же года решением Омской ГубЧК освобождён, но не оправдан, с этого времени в его документах появилась отметка о том, что принимал «участие в белом движении». По возвращении в Томск с июня 1920 по май 1921 — он настоятель Троицкого кафедрального собора, главного храма губернии. Активно протестовал против «экспроприаций» большевиками церковный ценностей, чем вызывал сильное раздражение властей, выливавшееся в том числе в публикациях в губернской коммунистической газете «Красное знамя». С мая по август 1922 года И. И. Галахов, в составе группы из 33 томских священнослужителей и мирян во главе с архиепископом Виктором (Богоявленским), был арестован как «злостный церковник», сидел в томской тюрьме. В августе приговором Томского губернского Ревтрибунала приговорён к революционной репрессии (расстрелу) с полной конфискацией личного имущества. Однако затем, по ноябрьскому решению Сибтрибунала, приговор был изменён с расстрела на наказание в виде 5 лет заключения в каторжную тюрьму. С ноября 1922 по 1924 г. содержался в печально-знаменитой каторжной тюрьме «Александровский централ» (Александровский исправительный дом заключений, Александровский домзак ОГПУ) в Иркутской губернии. Вышел из тюрьмы досрочно, по амнистии в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК РСФСР о применении частной амнистии от 24 февраля 1924 года — 4 февраля 1924 года срок тюремного заключения был сокращён с 5 лет до 2-х лет и 6-ти месяцев. В декабре 1924 года церковный совет Троицкого собора Томска предлагал ему вернуться на настоятельское место в этот храм, но Галахов отказался. Он остался жить в Иркутске, начал служить здесь священником, настоятелем городской Благовещенской церкви, активно принимал участие в жизни Русской Православной Церкви. Во время пребывания в Иркутске именовался митрофорным протоиереем. После выхода июльской декларации 1927 года — в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому), вставшему на путь безусловной лояльности политическому режиму СССР (в результате чего произошёл раскол в РПЦ).

12 апреля 1927 года …гражданин Галахов, Яков Яковлевич, русский, беспартийный, родившийся в 1865 году в Тверской губернии, с. Городище, священнослужитель, настоятель Благовещенской церкви в городе Иркутске… по надуманному предлогу был арестован органами ВЧК/ОГПУ (как вероятный противник советской власти). Особым совещанием при Иркутской Коллегии ОГПУ 1-го июля 1927 года обвинён по статье 58-13 УК РСФСР в рамках группового «дела епископа Ираклия (Попова) и духовенства города Иркутска» и приговорён к 3-м годам высылки.. По этапу отправлен в город Туруханск, посёлок Станок Потаповский (Красноярский край, в то время — Сибирский край). После освобождения в 1930 году был лишён гражданских избирательных прав и без права жить в 6-ти крупнейших городах СССР. Поселился в Казани. Выбор места жительства связывают со знакомством в туруханской ссылке с казанским священнослужителем, казанским митрополитом Кириллом. В это время жил у своего сына Николая, который освободился из советской тюрьмы по амнистии в 1927 году. Священнослужители, собиравшиеся в храмах города и церкви при Арском кладбище, выступали за чистоту Русской православной религии, выступали против раскола, связанного с тем, что часть иерархов Церкви пошла на сотрудничество.

30—31 августа 1930 года в Казани началась очередная волна гонений на Церковь. В этот день были арестованы первые 16 человек как «участники Казанского „филиала“ Всесоюзного Центра церковно-монархической организации „ИПЦ“», (в том числе епископ Нектарий), епископ Иоасаф, пять священников и четыре профессора духовной академии. Следует отметить, что в 1930—1932 годы подобные массовые процессы по так называемым „филиалам ИПЦ“ были инспирированы также в Москве, Серпухове, Ленинграде, Воронеже, Твери, Самаре, на Украине.

31 августа 1930 был вновь арестован по сфабрикованному «делу казанских церковников». Ему было предъявлено «Обвинительное заключение», в котором говорилось: «Находясь в ссылке в Туруханске, осуществлял связь репрессированного и сосланного в Сибирь митрополита Кирилла с Казанской „контрреволюционной организацией церковников“, обеспечивая получение директив и контрреволюционных воззваний от митрополита Кирилла для Казанской организации; по прибытии в Казань в 1930 году Галахов Я. Я. якобы являлся прямым участником Казанской контрреволюционной организации церковников, вдохновляя её в практической антисоветской деятельности, в том числе в агитации в пользу выступления Папы Пия за крестовый поход против советской власти в СССР». Особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР 5 января 1932 года приговорён к 3 годам ссылки в Казахскую АССР. По этому же делу были осуждены более 30 казанских «непоминающих» церковников, в том числе епископ Иоасаф (Удалов), епископ Нектарий (Трезвинский), профессора Казанской духовной академии, монахи и монахини. По информации из Православной энциклопедии (Москва, 2000), ссылку Галахов Я. Я. отбывал в Актюбинской области КазАССР/КазССР, после завершения срока ссылки жил в Актюбинске. В этот период сталинщины и новой волны политических репрессий и ГУЛАГа (1937—1938), был вновь арестован органами НКВД в Актюбинской области. Расстрелян по сталинским расстрельным спискам в сентябре 1938 по внесудебному постановлению «тройки НКВД». Место захоронения казнённого было засекречено советской властью.

Имел сыновей — известного русского учёного-физикохимика Феодосия Яковлевича (р. в 1906) и Николая Яковлевича (191х?), священнослужителя, подвергавшегося репрессированию со стороны власти диктатуры пролетариата.

Владелец страницы: нет
Поделиться