Гарин Эраст Павлович

Гарин Эраст Павлович — Биография

Эра́ст Па́влович Га́рин (настоящая фамилия — Герасимов; 28 октября 1902, Рязань, Рязанская губерния, Российская империя — 4 сентября 1980, Москва, РСФСР, СССР) — советский актёр, режиссёр театра и кино, сценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Народный артист СССР (1977)

Начало творческой карьеры

Эраст Герасимов родился в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же взял сценический псевдоним «Гарин». С этим театром он попал в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом, который посоветовал ему учиться. В 1921 Гарин поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже переименованные в Государственные высшие театральные мастерские), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».

С 1922 года Эраст Гарин работал в театре, руководимом Мейерхольдом, сыграл небольшие роли в спектаклях «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1922) и «Земля дыбом» С. М. Третьякова (1924). Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Мейерхольда.

Первую большую работу Гарин получил в спектакле «Д. Е.» — «Даёшь Европу!» — иронично-политическое обозрение Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество.

Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина (пьеса «Мандат» Н. Р. Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина. Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Гаринский Хлестаков стал самым молодым в истории российской сцены. Его Чацкий в «Горе уму» («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Гарин оказался не просто актёром комедийным, эксцентричным, актёром-простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс. Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актёра и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.

Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — пронзительным скрипучим голосом, манерой гундосить и «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, отвратительными и невыносимыми. Гарин был неотразим в гротескных комических ролях, в которых он воплощал резко отрицательных персонажей. В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн).

«Женитьба»

В 1936 году Гарин, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставив за это время несколько спектаклей — «Простая девушка» В. Шкваркина (1938), «Сын народа» Ю. Германа (роль Калюжного, 1938), «Медведь» А. Чехова (1948). Однако своей дружбы и творческих связей со своим учителем он не прерывал. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда был закрыт, а сам он подвергся гонениям и нападкам. И только Эраст Гарин из всей труппы остался предан Мейерхольду до конца. В 1939 году Всеволод Эмильевич был арестован. Свой последний вечер он провёл с Гариным и его женой Хесей Локшиной, обсуждая их дебют — ленту «Женитьба» (1936). Картина, представляющая собой блестящее сочетание фильма и театрального спектакля, была снята Гариным (он же выступил в роли Подколесина) в творческой мастерской Сергея Юткевича и вызвала самые разные отклики зрителей и критики, от восторженных до разгромных. В 1937—1938 годах фильм был подвергнут разгрому в ходе кампании борьбы с «формализмом», негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран, начатые ещё самим Гариным и продолжающиеся до настоящего времени, пока успеха не принесли.

«Доктор Калюжный»

В 1937 году после краткого, но, в целом, успешного пребывания на экранах картина «Женитьба» была полностью изъята из кинотеатров в связи с развернушейся в это время борьбой с «мейерхольдовщиной». После чего Гарин и Локшина возвращаются в театральную режиссуру. В театре Акимова они ставят спектакль «Сын народа» по пьесе Юрия Германа, где Эраст Гарин исполняет главную роль. Спектакль имел огромный успех у зрителей и получил хорошую критику. Что дало возможность режиссёрам экранизировать пьесу и, тем самым, вернуться в кинематограф. Подобная практика вполне укладывалась в рамки творческой мастерской Юткевича, где практически каждый снимаемый фильм вышел из поставленного ранее театрального спектакля. Экранизация получила название «Доктор Калюжный». Художественный совет Ленфильма наотрез отказал Эрасту Гарину в исполнении им главной роли, поскольку его облик не укладывался в рамки советского положительного героя. Калюжного сыграл актёр московского театра им. Революции (ныне Московский академический театр им. Вл. Маяковского) Борис Толмазов, который в точности повторил весь пластический рисунок роли, сыгранной Эрастом Гариным в театре.

Также вместо Б. М. Тенина, игравшего в спектакле, роль слепого учителя сыграл Юрий Толубеев. А И. П. Гошеву сменила Янина Жеймо. Некоторые же актёры перешли в фильм из спектакля. Например, травести М. П. Барабанова. В фильме «Доктор Калюжный» свою вторую роль в кинематографе сыграл Аркадий Райкин. В роли медсестры выступила молодая театральная актриса Екатерина Милентьева (мать известного актёра Михаила Боярского).

Переезд в Москву

На гонорар, полученный за «Доктора Калюжного», Эраст Гарин и Хеся Локшина купили квартиру в Москве и переехали в столицу. Здесь они поступили на студию Союздетфильм (ныне Киностудия имени М. Горького), где уже работал Сергей Юткевич с остатками своей мастерской. В Москве Гарин продолжил работу в кинематографе. Одна из лучших его ролей — Король в фильме «Золушка» (1947). В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964). Одной из последних заметных его ролей стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии Джентльмены удачи (1971). Фильмам с Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актёрского мастерства.

В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась авария. Эрасту Павловичу удалили один глаз, второй — практически не видел. Поэтому его перестали приглашать на съемки и в спектакли. В это же время Эраст Павлович озвучивал мультфильмы, много работал на радио.

В последние годы жизни он поставил спектакль «Горе от ума» Грибоедова в Театре-студии киноактёра, повторив постановку Мейерхольда (где он играл Чацкого), роль Чацкого исполнял А. Золотницкий. И хотя постановка всеми признавалась как удачная, в целом у зрителя спектакль не пользовался успехом, по всей видимости из-за «заезженности» темы — пьеса входила в обязательную школьную программу и в силу этого воспринималось как скучная «классическая обязаловка».

Эраст Гарин умер 4 сентября 1980 года, (по другим источникам — 26 августа). Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Семья

Жена — Любовь Саввишна Руднева (Фейгельман).

  • дочь Ольга Эрастовна Гарина.

Жена — Хеся Александровна Локшина.

Владелец страницы: нет
Поделиться