Бронников Фёдор Андреевич
Бронников Фёдор Андреевич

Бронников Фёдор Андреевич — Биография

Фёдор Андреевич Бронников (17 (29) сентября 1827, Шадринск, Пермская губерния — 1 (14) сентября 1902, Антиколи-Коррадо, Рим) — русский художник, профессор исторической живописи.

Феодор Андреев Бронников родился 17 (29) сентября 1827 года в семье шадринского иконописца. С детских лет увлекался рисованием. Отец дал ему первые уроки живописи. После смерти отца шестнадцатилетним отправляется с попутным обозом в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Но двери этого заведения оказались закрытыми для Бронникова. Тогда он становится учеником в гравёрной мастерской ксилографа Е. Е. Бернардского. На способного юношу обратил внимание известный скульптор Пётр Клодт. Он и выхлопотал ему бесплатный билет вольнослушателя классов рисования академии. Фёдор Бронников успешно проходит все классы и получает серебряную медаль.

Но только после того, как по ходатайству покровителей художника, в Шадринске в 1850 году дали согласие отчислить его из своего мещанского общества, он становится учеником Академии, где занимается у профессора исторической живописи А. Т. Маркова. В 1853 году Ф. А. Бронников оканчивает Императорскую Академию художеств. За картину на заданную тему «Божия матерь — всех скорбящих радость» получает большую Золотую медаль, звание художника и командировку в Италию.

В 1854 году отправился за границу пенсионером Академии и поселился в Риме. Перед поездкой за границу Фёдор Андреевич побывал в родном городе. В Риме, на Виа Виттория у него была своя студия. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья. В Италии он остаётся и после скончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требует тёплого и мягкого климата. Бронников пишет картины на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.

В 1863 году Бронников привозит в Россию большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». За эту работу он получает звание профессора исторической живописи.

В 1870 году Академия присудила ему золотую медаль за картину «Бедное семейство, прогоняемое с квартиры».

Поездка на Родину явилась переломным моментом в творчестве Фёдора Бронникова. Здесь он сближается с передвижниками и под их влиянием пишет ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий» (Третьяковская галерея), «Золотая свадьба» и другие. А в 1873 году Бронников вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Протокол о его приёме подписан Крамским, Мясоедовым, Перовым, Шишкиным, Клодтом, Саврасовым и другими. Вместе с лучшими русскими мастерами Федор Андреевич экспонирует свои работы. В их числе — «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приёмной богача». Последняя пользуется большим успехом у зрителей и знатоков. Известный критик В. В. Стасов писал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки — это небольшая картина г. Бронникова „Художники в приемной богача“, … одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна…»

В 1878 году Фёдор Бронников создаёт замечательное полотно «Проклятое поле», трагический живописный рассказ о жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами. «Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, все говорит, всё обличает»,— писал В. В. Стасов.

В 1870 и 1880-е годы Фёдор Бронников пишет также картины на сюжеты современной ему Италии.

Бронников награждён орденом Святой Анны III степени. Он стал командором одного из итальянских орденов. В Академии Художеств в Санкт-Петербурге имел все чины, которые даются только тем, истинные заслуги которых вполне признаны, и потому ему дали не только звание академика, но и профессора, и даже он был избран почетным членом Академии.

Фёдор Бронников умер 1 (14) сентября 1902 года в Антиколи-Коррадо, провинция Рим, похоронен на Римском некатолическом кладбище Тестаччо. Прожив долгие годы в Италии, он никогда не забывал своего отечества, родного города. Об этом свидетельствует его завещание о передаче Шадринску свыше 300 картин, эскизов, рисунков и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы. Желание живописца было выполнено только в советское время. Сейчас в городе открыто такое учебное заведение. А завещанные работы стали основой художественного отдела краеведческого музея.

Владелец страницы: нет
Поделиться