Элла Фицджеральд
Элла Фицджеральд
25.04.1917 — 15.06.1996

Элла Фицджеральд — Биография

Э́лла Джейн Фицдже́ральд (англ. Ella Jane Fitzgerald; 25 апреля 1917, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния, США — 15 июня 1996, Беверли-Хилс, Калифорния, США) — американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки («первая леди джаза», «первая леди песен»), обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми»; лауреат Национальной медали искусств (США, 1987), Президентской медали Свободы (США, 1992), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1990) и многих других почётных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников — как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном. Талант Фицджеральд высоко оценивали выдающиеся композиторы Коул Портер, Ирвинг Берлин, Антониу Карлус Жобин, поэты-песенники Айра Гершвин, Джонни Мёрсер. При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок с её записями.

Детство и юность

Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, в семье с афроамериканскими и ирландскими корнями. Её отец Уильям и мать Темпи Фицджеральд не были расписаны официально. Отцу было 35 лет, он работал водителем погрузчика, матери было 23, она трудилась в прачечной.

Пара разошлась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью вынуждены были переехать в юго-восточную часть Нью-Йорка, в Йонкерс. Там мать Эллы познакомилась с португальским иммигрантом Джозефом да Силва. Они стали жить вместе, и в 1923 году у них родилась дочка Франсис да Силва, ставшая Элле сводной сестрой. Семья придерживалась принципов методизма, часто посещала церковь и воскресные службы, Элла с детства изучала Библию и полюбила церковные песнопения. Как и многие чернокожие певицы того времени, девочка развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлсов и госпелов.

Семья бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну-единственную комнату в многоэтажном доме, но Элла несмотря на это росла неунывающим и добродушным ребёнком. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино, музыкой и даже спортом: её любимой бейсбольной командой были Лос-Анджелес Доджерс. Вечерами, оставшись дома одна, она любила разучивать песни с пластинок. Кумиром Эллы стала Конни Босуэлл, у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Фицджеральд, мать «принесла домой запись Конни, и я просто влюбилась в её голос; я старалась петь как можно более похоже на Босуэлл».

В 1932 году мать Эллы умерла в результате сердечного приступа. Для четырнадцатилетней девочки это стало страшным ударом. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Генри и стала подрабатывать смотрительницей в борделе, где соприкоснулась с жизнью мафиози и игроков в азартные игры. После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и службы опеки, её поместили в сиротский приют в Бронксе, позднее перевели в интернат для девочек в Гудзоне, но Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной.

Возможностью выйти из сложившейся ситуации стало для Эллы участие в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре «Аполло». 21 ноября 1934 года состоялось её первое выступление. Изначально Элла планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters, но в последнюю секунду решила спеть как Конни Босуэлл. Поначалу всё шло не слишком гладко, так как Элла до этого ни разу не выступала на сцене, у неё даже не было подходящей сценической одежды. Первую песню Фицджеральд «The Object of My Affection» пришлось прервать и начать заново, так как у девушки от волнения на мгновение пропал голос. Однако, допев до конца, она в ответ получила одобрительные возгласы и аплодисменты. Будучи более уверенной в себе, Фицджеральд с успехом исполнила вторую композицию «Judy» и прошла за кулисы. Победитель определялся в соответствии с реакцией зрителей, и, когда ведущий объявил имя Фицджеральд, зал взорвался овациями. В итоге девушка заняла первое место и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в «Аполло».

Творческий путь

1930-е годы. Сотрудничество с биг-бэндами

В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы. Тогда же саксофонист Бенни Картер, присутствовавший 21 ноября 1934 в Аполло и приметивший юную певицу, познакомил её с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом. Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как сообщала The New York Times, «с неохотой подписал контракт с Фицджеральд… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз». Уэбб всё же предложил ей выступить вместе на танцевальном вечере в Йельском университете.

Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако первой песней, принёсшей ей наибольшую популярность, на тот момент стала «A-Tisket, A-Tasket» — импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала совместно с Элом Фельдманом в 1938 году. Позднее в тот же год вышло сюжетное продолжение «A-Tisket, A-Tasket» — песня «I Found My Yellow Basket».

Чик Уэбб скончался 16 июня 1939 года, и его коллектив был переименован в Ella and Her Famous Orchestra. Фицджеральд стала руководительницей биг-бэнда. Вместе с музыкантами Элла записала более 150 композиций. По мнению журналистов из The New York Times, однако, «большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы». Оркестр прекратил своё существование в 1942 году.

1940-е годы. Студия Decca

В 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни, Луи Джорденом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджером Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic. Сотрудничество с Гранцем стало ещё более плотным, когда он стал исполнять обязанности менеджера Фицджеральд, однако записываться на его лейбле Элла стала лишь через 10 лет.

С приходом конца эры свинга и падения популярности биг-бэндов в джазовой музыке произошли большие перемены. Новый развивающийся стиль бибоп позволил Фицджеральд разнообразить своё вокальное мастерство, особенно заметно это стало после начала её совместной работы с Диззи Гиллеспи. Именно в этот период Элла стала использовать элементы скэта в процессе пения, позднее это стало одной из визитных карточек её стиля. Как она позднее сама говорила, во время выступления с Гиллеспи она «просто пыталась копировать звучание духовых инструментов оркестра».

Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия… там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла Фицджеральд не боялась экспериментировать и создавать новое». Ещё одна композиция «Oh, Lady Be Good!» (1947) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.

1950—1960-е годы. Студия Verve. Пик карьерного успеха

Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. Норман Гранц, будучи теперь её менеджером, создал специально для неё лейбл Verve Records. Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде как о ключевом моменте в её карьере:

Альбом Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook увидел свет в 1956 году, это была первая пластинка-песенник из восьми, которые Элла записала в дальнейшем в период с 1956 по 1964 год. Каждый такой песенник представлял собой собрание песен определённого композитора или поэта, чьи сочинения входили в Great American Songbook. Эти записи Фицджеральд включали как классические джазовые стандарты, так и менее известные раритетные композиции. Альбом Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook был единственным, в создании которого помимо Фицджеральд принимал участие непосредственный автор и сочинитель. Дюк Эллингтон и Билли Стрэйхорн также специально для Фицджеральд написали два новых трека — песню «The E and D Blues», а также инструментальную сюиту «Портрет Эллы Фицджеральд».

Серия Songbook оказалась в итоге самым коммерчески успешным проектом Фицджеральд и принесла ей огромную популярность. The New York Times писала, что «эта коллекция песен был первым в своём роде проектом, посвящённым творчеству какого-то одного автора песен; поп-альбом стал одним из способов серьёзного изучения музыки».

В 1972 и 1983 годах Фицджеральд также выпустила пластинки Nice Work If You Can Get It и Ella Loves Cole, посвящённые творчеству Джорджа Гершвина и Коула Портера соответственно. Более поздний сборник Ella Abraça Jobim, записанный на студии Pablo Records, включал работы Антониу Карлуса Жобина.

В период записи песенников Элла Фицджеральд регулярно в течение 40—45 недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и за рубежом. Норман Гранц, организовывавший выступления, способствовал тому, что Элла стала одной из самых успешных концертировавших певиц. Одними из самых популярных концертных записей являются At the Opera House, Ella in Rome, Twelve Nights in Hollywood и Ella in Berlin. Последний альбом включал «Балладу о Мэкки-Ноже», принёсшую Элле премию «Грэмми». На записи слышно, как во время исполнения номера Элла забыла слова, но мастерски вышла из ситуации, используя скэт.

Поздние годы

Verve Records была куплена компанией MGM в 1961 году за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом Brighten the Corner — собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’s Christmas — сборник традиционных рождественских гимнов, Misty Blue — альбом в стиле кантри, а также 30 by Ella — серия из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.

Неожиданный успех концертного альбома 1972 года Jazz at Santa Monica Civic '72 сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records — первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом, контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд. На следующий год она вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге. Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче. Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в 1993 году в Сан-Франциско.

Последние годы жизни и смерть

В 1989 году Фицджеральд приняла участие в записи альбома Куинси Джонса Back on the Block, завоевавшего впоследствии несколько премий «Грэмми». Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали её творческой деятельности (в 1986 году певица перенесла операцию на сердце, зрение стремительно ухудшалось — катаракта развилась ещё в 1972 году). В 1990 году Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии.

В 1993 году из-за последствий диабета врачи ампутировали Фицджеральд обе ноги ниже колен. После очередной госпитализации в 1996 году она провела последние дни жизни в своём доме в Беверли-Хилс, передвигаясь с помощью инвалидной коляски. Престарелую певицу окружали родственники, в том числе сын Рэй и 12-летняя внучка Элис. В те дни она говорила, что «хотела лишь вдыхать свежий воздух, слушать пение птиц и слышать смех Элис».

15 июня 1996 года Фицджеральд умерла в возрасте 79 лет в Беверли-Хилс, Калифорния. Певицу похоронили на кладбище Инглвуд-Парк. Жизнеописание Эллы Фицджеральд и архивные материалы хранятся в Смитсоновском институте Национального музея Американской истории. Нотный архив певицы (содержащий по большей части аранжировки песен, сделанные для неё различными музыкантами) хранится в Библиотеке Конгресса. Поваренная книга, рецепты для которой Фицджеральд активно собирала, была передана библиотеке Шлезингера (Schlesinger) в Гарвардском университете.

Владелец страницы: нет
Поделиться