Михайлов Павел Михайлович
Михайлов Павел Михайлович
13.01.1917 — 06.06.2005

Михайлов Павел Михайлович — Биография

Павел Михайлович Михайлов (1917 — 2005)— советский офицер, лётчик гражданской авиации, Герой Советского Союза (29 июня 1945 года).

Павел Михайлович Михайлов родился 13 января 1917 года в деревне Гришково Смоленской губернии (ныне Холм-Жирковский район Смоленской области). Учился в Вяземском педагогическом училище, работал учителем. В 1940 окончил Тамбовское училище летчиков ГВФ, работал пилотом-инструктором учебной эскадрильи Московского управления ГВФ.

Из интервью :

Я, простой смоленский паренек, родившийся в бедной крестьянской семье, смог осуществить свою мечту — стать летчиком. Эта профессия дала мне крылья, благодаря которым хотелось облететь мир, повидать края и страны, о которых знал только по книгам. Но главное, — влекли голубые просторы, благородные цели, которые призвана выполнять авиация: возить по мирным трассам пассажиров, почту, срочные грузы, прокладывать воздушные пути в заморские страны. Но развязанная гитлеровцами вторая мировая война нарушила наши планы.

Участие в Великой Отечественной войне и подвиг

Из воспоминаний о начале войны :

Весть о вероломном нападении, конечно, потрясла меня. Первая реакция, во многом неосознанная, была такая: сесть в самолет и дать «прикурить» фашистам. Я попросился на фронт – мне дали отлуп: учи молодежь! Война разгорается, враг жмет и давит, а ты вроде бы стоишь в стороне в роли наблюдателя. Год бегал с рапортами, не находил себе места. Наконец, направили в авиагруппу особого назначения после освоения тяжелого двухмоторного самолета Ли-2 («Дуглас Си-47»).

Призван в армию в 1942 году. Служит в 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии Гражданского Воздушного Флота 18-й воздушной армии.

Осень 1942 - доставляет оружие и боеприпасы для партизанских отрядов, действовавших под Ростовом, Миллеровом, Котельниковом.

Лето 1943 - доставляет оружие и боеприпасы войскам, в район Курской дуги, вывозит обратно раненых. За этот период произвёл более 180 вылетов.

Зима 1943 - весна 1944 - сделал множество вылетов в партизанское соединение Петра Вершигоры на реку Припять. В одном из рейсов самолет Михайлова попал под огонь зенитных батарей противника. Снаряд попал в пилотскую кабину, разбив все приборы. Павел Михайлов и штурман корабля получили ранения. Без приборов, по памяти, они привели самолёт и ночью посадили его на аэродром под Киевом.

Бывало, заполнишь ранеными самолет под завязку, а на земле остаются еще 2-3 человека, истекающих кровью. И оставлять нельзя, и брать нельзя – не взлетишь. Идешь на риск. Сожмешься, как пружина, и выдавливаешь из машины все, что можно. Не было случаев, чтобы наши пилоты оставляли раненых из-за перегруженности самолетов.

К маю 1945 года Павел Михайлов совершил более 520 ночных боевых вылетов в глубокий тыл противника, в районы действия партизанских отрядов. 65 раз летал в Югославию, доставлял частям Народно-освободительной армии Югославии вооружение и продовольствие, эвакуировал 247 раненых, перебросил через линию фронта 750 солдат и офицеров.

29 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Михайлову Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7489).

После войны

В 1946 году Павел Михайлов ушёл в запас (в звании майора). Работал рейсовым пилотом. В 1965 окончил Высшее авиационное училище ГВФ. Жил в Москве. Умер 6 июня 2005 года. Похоронен на родине.

В 1957 году участвует в пробном беспосадочном полёте на Ту-104А в США по маршруту Москва – Лондон – Исландия – Канада - Нью-Йорк.

Зимой 1971 года совершил свой последний полёт по маршруту Москва – Токио - Москва.

Павлу Михайлову присвоено почётное звание «Заслуженный пилот СССР».

Написал несколько книг, очерков, статей. Известные книги: «10000 часов в воздухе», «В небе двух полушарий», «Москва — Нью-Йорк — Москва», «Есть у самолётов крылья».

Владелец страницы: нет
Поделиться