Гардин Владимир Ростиславович
Гардин Владимир Ростиславович

Гардин Владимир Ростиславович — Биография

Влади́мир Ростисла́вович Га́рдин (Благонра́вов) (1877 — 1965) — советский актёр, кинорежиссёр и сценарист. Народный артист СССР (1947). Правнук писателя И. И. Лажечникова.

Владимир Гардин родился 6 (18 января) 1877 года, по одним данным, в Твери, по другим — в Москве.

В 1894 году окончил Второй Московский кадетский корпус, затем учился в Киевском военном училище. В 1896—1897 — на военной службе. После ухода в запас поступил на должность младшего контролёра в Акцизном ведомстве.

Выступал на любительской сцене Пожарного общества в г. Рославле Смоленской губернии.

В 1898 был принят в труппу антрепренёра Е.Славянского. Затем работал в театрах Риги, Екатеринбурга, Перми, Одессы, Бендер, Гродно, Царицына, Таганрога, Кишинёва, Екатеринослава. В 1902—1904 годах работал в Тифлисе. Во время гастролей театра В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург) в Тифлисе подписал договор с театром, в котором проработал с 1904 по 1906. В 1906 году ушел в Ново-Василеостровский театр. В 1908 организовал русский театр в Париже. В 1909—1912 — актёр и режиссёр театров Воронежа, Царицына и Саратова. В 1912 в Московском театре Корша актер выступил в роли Феди Протасова («Живой труп» Л. Н. Толстого).

В 1913 заключил контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт» и начал работать как кинорежиссёр и сценарист знаменитой «Русской Золотой Серии», иногда снимаясь также как актёр. Дебютный фильм — «Ключи счастья» (совместно с Яковом Протазановым, 1913, фильм не сохранился). Протазанов выполнял роль консультанта, подсказывая начинающему режиссёру, как лучше снять ту или иную сцену. Бюджет фильма и время съёмок во много раз превышало установленные стандарты, а его успех превзошёл все ожидания. «Ни один фильм, ни до, ни после „Ключей счастья“ не имел такого коммерческого успеха».

В 1914 году вместе с Я. Протазановым становится ведущим режиссёром фирмы Тимана, на «Русской золотой серии» экранизирует классические («Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Дворянское гнездо») и современные («Вавочка», «Дни нашей жизни», «Привидения») произведения, а также фильмы по оригинальным сценариям («Маска смерти»). Драма о любви двух братьев к одной женщине «Жребий» была поставлена по сценарию известного писателя Ф. К. Сологуба. Особенным успехом пользовались фильмы «Анна Каренина» и «Дворянское гнездо». «Привидения» не пользовались никаким успехом.

В связи с начавшейся войной Тиман, будучи немецким подданным и опасаясь за свою судьбу, выпустил ряд патриотических фильмов, не обращая внимание на качество продукции. Гардин снял фильмы: «Под пулями немецких варваров», «Ужасы Калиша», «В огне славянской бури», «Подвиг казака Кузьмы Крючкова» (фильм был снят за один день и пользовался бешеной популярностью) и «Энвер-паша — предатель Турции» (один из самых слабых фильмов Гардина).

В начале 1915 года Тиман, узнав о том, что Ханжонков снимает «Войну и мир», решает опередить его, чтобы сорвать выпуск картины, и начинает производство экранизации того же романа. Гардин ставит этот фильм совместно с Протазановым. Они успевают снять фильм раньше Ханжонкова, картина приносит большие сборы, однако Гардин и Протазанов уходят от Тимана. По мнению В. Михайлова, «уход Гардина и Протазанова был протестом против коммерциализации „Русской Золотой серии“», а В. Короткий предполагает, что «причиной могли быть опасения режиссёров быть обвинёнными в отсутствии патриотизма: в условиях войны с Германией они продолжали работать в немецкой фирме».

После ухода Гардин и Протазанов организовывают собственное производство, которое вскоре распадается, и Гардин объединяется с В. Венгеровым. Из его фильмов, снятых в 1915-17 гг., выделяются «Приваловские миллионы», «Мысль» и «Слава сильным… гибель слабым…». Последний в 1919 году был перемонтирован и выпущен на экран под названием «Сильным слава», метраж при этом сократился с 1603 метров до 700.

В 1917 году Гардин становится режиссёром фирмы «Нептун», где снимает салонные мелодрамы, зачастую с мистическим сюжетом. Во многих из этих фильмов главную роль сыграл Григорий Хмара. Мимо прессы они прошли незамеченными, и в большинстве случаев о них почти ничего не известно.

В 1918 году — один из организаторов, а затем и первый директор Госкиношколы в Москве. В 1920 году — заведующий Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса; в 1922—1924 — один из организаторов и режиссёр киностудии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе. С 1924 года — режиссёр и актёр ленинградских киностудий: Госкино, Белгоскино, «Ленфильм». Поставил в 1920-х годах более 50 фильмов.

После появления звукового кино выступал только как актёр, снялся более чем в 70 фильмах, в том числе таких, как «Встречный» (1932), «Иудушка Головлёв» (1933); «Дубровский» (1935); «Пётр I» (1938); «Человек в футляре» (1939); «Антон Иванович сердится» (1941) и других.

С 1940 года выступал также на эстраде.

Первым из киноартистов удостоен званий «Народный артист РСФСР» (1935) и «Народный артист СССР» (февраль 1947).

Жена — артистка Татьяна Булах (1904—1973).

Умер в Ленинграде 29 мая 1965 года, (по другим источникам — 28 мая). Похоронен на Богословском кладбище.

Владелец страницы: нет
Поделиться