Ломоносов Юрий Владимирович
Ломоносов Юрий Владимирович
24.04.1876 — 19.11.1952

Ломоносов Юрий Владимирович — Биография

Юрий Владимирович Ломоносов (24 апреля 1876, Гжатск — 19 ноября 1952, Монреаль) — русский инженер-железнодорожник, революционер, сыгравший важную роль в февральской революции. Создатель первых в мире тепловозов Ээл2 (Юэ001), Эмх3 (Юм005). Советский государственный деятель, имел ранг Народного комиссара. Профессор, доктор философии в Берлинской технической высшей школе (1926). Невозвращенец.

Родился в дворянской семье мирового судьи Владимира Григорьевича Ломоносова и Марии Федоровны Пегелау. Воспитывался в 1-м московском кадетском корпусе. В 1893 поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. В мае 1897 женился на Софье Александровне Антонович. Работал на Харьковском паровозостроительном заводе, затем на Харьковско-Николаевской железной дороге, помощником директора депо.

В 1899 Ломоносову было предложено место преподавателя в Варшавском политехническом институте, где он читал курс по теории и управлению локомотивами. В это же время Министерство путей сообщения утвердило Ломоносова в должности инспектора Российских государственных и частных железных дорог. В конце лета 1900 Ломоносов принял участие в Международной выставке локомотивов в Париже.

С 1902 года — профессор Киевского Политехнического института. Вместе с группой студентов совершил поездку по КВЖД проводя обследование дороги. Посетил Иркутск, Харбин, Порт-Артур, Владивосток, а также Нагасаки и Пекин. По должности инспектора железных дорог Ломоносов должен был знакомиться с железнодорожными достижениями в других странах. В ноябре 1902 участвовал в работе Международного конгресса инженеров железнодорожного транспорта в Вене. Весной 1903 посетил Италию, Швейцарию, Францию, Испанию. Летом совершил тур по железным дорогам Восточной Европы. В апреле 1905 Ломоносов защитил докторскую диссертацию по динамике локомотивов.

В то же самое время Ломоносов работал в подпольных организациях РСДРП. В 1905-1906 гг. состоял в Военно-технической организации ЦК РСДРП, руководимой Л.Б.Красиным и занимавшейся подготовкой терактов и вооруженных восстаний.

В 1907 году расстался с первой женой и женился на Раисе Николаевне Розен. В декабре 1907 Ломоносов был назначен руководителем Тягового отдела Екатерининской железной дороги.

Во время первой мировой войны был членом Инженерного совета Министерства путей сообщения.

Февральская революция

Сыграл важную роль в Февральской революции. Ночью 28 февраля Комиссар временного комитета государственной думы А.А. Бубликов с отрядом из нескольких уголовников, выдававших себя за офицеров и набранных на улице солдат захватил Министерство путей сообщения устранив прежнее руководство министерством и вызвал к себе Ломоносова в качестве помощника. В интервью New York Times 17 февраля 1918 года Бубликов так вспоминал о захвате министерства:

По воспоминаниям самого Ломоносова, именно они с Бубликовым, овладев управлением железными дорогами, не дали поезду Николая II вернуться в Царское Село из Ставки и он отправился в Псков, где Николай II отрекся от престола. Кроме того, по воспоминаниям Ломоносова, когда А. И. Гучков прибыл в Петербург с бумагой об отречении Николая II, его задержали на вокзале рабочие, и Ломоносов и его доверенный человек Лебедев спасли бумагу об отречении. После этого Ломоносов руководил печатью акта об отречении и акта об отказе Михаила Александровича от престола.

Паровозная афера

В июне 1917 года Временное правительство России направило Ломоносова в США для закупки паровозов. После Октябрьской революции он сохранил свою должность. Осенью 1919 года Ломоносов вернулся в РСФСР, поскольку американцы решили приостановить продажу паровозов для Советской России. 5 ноября 1920 года Декретом СНК была учреждена Российская железнодорожная миссия. Ломоносова назначили уполномоченным Совета Народных Комиссаров по железнодорожным заказам за границей. На закупки паровозов у шведской компании Нидквист и Хольм советское правительство потратило гигантскую сумму в 200 млн золотых рублей из золотого запаса, оставшегося от Российской империи. Золото за границей продавалось по намного заниженым ценам, а паровозы и оборудование покупались по намного завышеным, так что вся сделка получила название «Паровозной аферы». В 1920 году Ленин хотел назначить официально беспартийного Ломоносова на пост наркома путей сообщения, но впоследствии отказался от этой идеи.

Алгемба

В 1920 г. Ломоносов был назначен техническим руководителем Алгембы (строительства железной дороги и нефтепровода с Эмбинских нефтопромыслов до поселка Александров Гай в Саратовской губернии).

Берлин

В 1924—1925 Ломоносов жил и работал в Берлине.

В Великобритании

В 1927 году Юрий Владимирович решил не возвращаться в СССР и уехал в Англию, где сначала в квакерском интернате Лэйтон Парк (Leighton Park) а потом в Кембридже учился его сын. В 1938 году вместе с женой Раисой Николаевной принял британское подданство. В Великобритании совместно с молодым физиком Петром Капицей безуспешно пытался получить патент на электромеханическую систему тормозов локомотива.

Владелец страницы: нет
Поделиться