Алексеев Александр Емельянович
Алексеев Александр Емельянович
27.11.1891 — 16.05.1975

Алексеев Александр Емельянович — Биография

Алекса́ндр Емелья́нович Алексе́ев (27 ноября 1891, Сорокино, Кашинского уезда, Тверской губернии — 16 мая 1975, Москва) — российский электротехник.

Член-корреспондент АН СССР (с 23 октября 1953 года) по отделению технических наук (электромашиностроение). Труды по электрическим машинам, электрической тяге. Сталинская премия (1949, 1951).

Начал трудовую деятельность в Ленинграде на заводе «Электрик», одновременно поступил на учебу в Электротехнический институт им. Ульянова-Ленина (ЛЭТИ — ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет). Еще, в студенческие годы, под руководством профессора Я. М. Гаккеля им были спроектированы тяговые двигатели ПТ-100 для первого советского тепловоза. Затем участвовал в разработке конструкции первых советских тяговых двигателей для трамвая.

После окончания института в 1925 году он работает заведующим отделом новых конструкций, а затем техническим директором ленинградского завода «Электрик». Под руководством А. Е. Алексеева были разработаны первенцы советской энергетики: гидрогенераторы для Волховской, Земо-Авчальской, Рионской, Свирской ГЭС; крупнейшие в мире в те годы Днепровские гидрогенераторы, серии турбогенераторов до 50 МВт и другие крупные электрические машины, обеспечивающие выполнение плана ГОЭЛРО.

С 1932 до 1975 г. А. Е. Алексеев работает в ЛИИЖТ (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения), консультируя по проектированию крупных электрических машин на заводе «Электросила», а затем специалистов Новочеркасского и Тбилисского электровозостроительного заводов и других.

С 1936 года — профессор, заведующий кафедрой «Электрические машины», а с 1943 по 1953 годы — декан энергетического факультета ЛИИЖТ. В 1938 году без защиты диссертации А. Е. Алексееву была присуждена ученая степень доктора технических наук.

В годы Великой Отечественной войны А. Е. Алексеев руководил созданием автоматической рельсосварочной машины РКСМ-200-201. Серийный выпуск этой машины в 1945 году имел огромное значение для восстановления разрушенных железных дорог.

За разработку рельсосварочной машины А. Е. Алексеев в 1949 году удостоен Сталинской премии.

В послевоенные годы А. Е. Алексеев консультировал проекты тяговых электродвигателей для электровозов переменного тока. За высокую надежность тяговый двигатель НБ418К был отмечен присвоением Государственных знаков качества электровозам ВЛ80Т и ВЛ80Р.

Под руководством А. Е. Алексеева созданы первые в СССР макетные локомотивы с асинхронными двигателями и частотным управлением. По результатам испытаний макетных образцов промышленностью были созданы опытный электровоз ВЛ80А-751 мощностью 9600 кВт и опытный тепловоз ТЭ-120-001 мощностью 4000 л.с.

В 1953 году А. Е. Алексеев был избран членом-корреспондентом АН СССР и работал в институте Электромеханики АН СССР.

Владелец страницы: нет
Поделиться