Павлов Тодор Димитров
Павлов Тодор Димитров
14.02.1890 — 08.05.1977

Павлов Тодор Димитров — Биография

Тодор Димитров Павлов (14 февраля 1890, Штип, Османская империя — 8 мая 1977, София, Болгария) — болгарский философ, академик, стоявший на позициях марксизма.

Родился в семье потомственного учителя. Отец Димитр Павлов Грозданов видный общественый деятель и церковный певчий,делегат Первого болгарскогоцерковно-народного собора. Сохранились тексты духовных песен записаные с его голоса. С 1900 года жил в Софии. Окончил философский и педагогический факультет Софийского университета, был учителем. За коммунистическую деятельность подвергался репрессиям.

В 1932-36 гг. - декан факультета Института красной профессуры в Москве. В 1936 вернулся в Болгарию. Во время войны был заключён в концлагерь, освобождён в 1943 г.

После коммунистического переворота в 1944—1946 гг. — член Регентского совета, управлявшего страной при малолетнем царе Симеоне II.

Автор трудов по историческому материализму и эстетике. Президент, затем почётный президент Болгарской АН, Герой НРБ, дважды Герой Социалистического Труда НРБ. С 12 июня 1947 года — иностранный член-корреспондент АН СССР в отделении литературы и языка (специальность — история, литература, философия). Способствовал принятию "теории отражения" в качестве основы проблемы познания в СССР и Болгарии.Взгляды Павлова изложенны в одноименом труде (1936, русс. 1949) и представляют собой развитие концепции В.И. Ленина и Дени Дидро:В противоположность интуитивистам (Бергсон, Лосский и др.) в "Теории отражения" подчеркивается опосредованный характер познания, а в противоположность агностикам и субъекти-вистам – его непосредственность. Момент непосредственности, "определенной интуитив-ности" не превращает, по Павлову познание в мистич. интуицию, а его дискурсивность не означает субъективизма и агностицизма. Гносеология, образ – это единство объективных и субъективных элементов, непосредственности и опосредованности.Реабелитировал в марксизме понятие "идеального". Иследовал проблему сотношения философии к другим наукам, философии и эстетики.Павлову пренадлижат иследованья о эстетических взглядах Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Шиллера,Спенсера,Бергсона,Чернышевского. В литературно -критических статьях расматривал творчество болгарских (Ботев,Вазов,Яворов), русских (Лев Толстой,Горький, Маяковский), западных (Шекспир,Ибсен) писателей. Перевёл на болгарский язык "Капитал" Карла Маркса. Полемизировал с фрейдизмом, позитивизмом, ремкеанством - болгарскими последователями немецкого философа Иоганеса Ремке. Отрицал общие понятия в философии. Например, считал, что не существует «человека» как такового, а есть мужчины и женщины. Выступал против генетики и кибернетики, утверждал, что самая сложная машина-автомат не ассимилирует, не ощущает, не помнит, на мыслит, не фантазирует, не мечтает, не ищет и т. д. Позднее пересмотрел свои взгляды. Поддерживал социологию и футурологию, эсперантисткое движение.Оказал значительное влияние советскую философию, в том числе на Эвальда Ильенкова, который нередко ссылается в своих работах на Павлова. В частности, Ильенков унаследовал от Тодора Павлова "гносеологистскую" трактовку диалектики, а также понятие идеального, которое было впоследствии более подробно разработано самим Ильенковым в полемике с Дубровским, который стоял в этом вопросе на противоположной Тодору Павлову вульгарно-материалистической точке зрения.

Сам Тодор Павлов также был положительно настроен к Ильенкову, в частности, когда в 1955 году произошел печально известный разгром "группы гносеологов" в МГУ, Тодор Павлов (вместе с Пальмиро Тольятти) выступил в поддержку группы Ильенкова-Коровикова.

По воспоминаниям философа Желю Желева, будущего президента Болгарии, Павлов был последовательным сталинистом.

Владелец страницы: нет
Поделиться