Ободзинский Валерий Владимирович
Ободзинский Валерий Владимирович

Ободзинский Валерий Владимирович — Биография

Вале́рий Влади́мирович Ободзи́нский (24 января 1942, Одесса — 26 апреля 1997, Москва) — популярный советский эстрадный певец, тенор. Заслуженный артист Марийской АССР (1973).

В 1960-х — 1970-х годах — популярный эстрадный певец в СССР. Первый исполнитель песен «Эти глаза напротив» (Д.Тухманов — Т.Сашко), «Восточная песня» (Д.Тухманов — О.Гаджикасимов), «Колдовство» (А.Флярковский — Л.Дербенёв), «Играет орган» (Д.Тухманов — М.Пляцковский), «Вечная весна» (Д.Тухманов — И.Шаферан), «Мираж» (А.Зацепин — Л.Дербенёв), «Твой день» (С.Касторский — В.Гин), «Первое апреля» (В. Мигуля — И. Шаферан) и др.

Валерий Ободзинский родился в Одессе, на улице Петра Великого (Дворянской) в коммунальной квартире. Родители ушли на фронт. Воспитанием занималась бабушка Домна Кузьминична, имевшая на тот момент ещё сына Леонида, который был старше Валерия всего на два года. По воспоминаниям родных, во время немецкой оккупации случился инцидент, который мог закончиться смертельным исходом для детей. Разъярённый кражей колбасы старшим ребёнком, немецкий офицер грозился застрелить обоих и только вмешательство Домны Кузьминичны предотвратило расправу.

После школы Ободзинский сменил несколько рабочих профессий: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, а также непродолжительное время проработал в артели, делая замки для мебели.

В 1959 году 16-летний Валера снялся в эпизоде художественного фильма «Черноморочка», куда его привели прямо с улицы. В фильме он исполнил роль музыканта оркестра.

Началом его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе «Адмирал Нахимов». Затем он поступил солистом в Костромскую филармонию, руководителями которой на тот момент были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель, Валерий Иванович. После этого местом его работы стала Томская филармония, с концертами от которой он объездил всю Сибирь, а затем — и всю Россию.

В 1966-67 гг. работал в оркестре Олега Лундстрема. В 1967-72 гг. — солист Донецкой филармонии. В 1973-77 гг. — сотрудничество с ВИА «Верные друзья» (художественный руководитель).

Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. По существу, Ободзинский серьёзно не учился пению, его вокал производит впечатление самодеятельного — голос не «сделан», верхние ноты задавленные по звучанию, плоские, нет певческого дыхания. По существу, Ободзинский — самородок, с чрезвычайно развитым от природы музыкальным чутьём, слухом, с приятным, ласковым тембром голоса (лирический тенор).

Популярность Валерия Ободзинского в первой половине 1970-х годов была огромной, по многочисленным отзывам современников, Муслим Магомаев — единственный, кто на равных конкурировал с Ободзинским в те годы.

Голос Ободзинского — мягкий, очень приятный, ласковый тенор. Репертуар — в основном любовная лирика. Пение Ободзинского всегда прочувствованное, страстное, горячее, порой до гротеска. Наряду с песнями Д. Тухманова («Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», «Играет орган»), А. Зацепина («Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о первом прыжке», «Марш десантников»), Ободзинский знакомил советского слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса. Всё это, а также высокая трудоспособность сделало Ободзинского кумиром советской публики (особенно женщин). Миллионные тиражи его грампластинок раскупались полностью и в короткие сроки после выпуска. Музыкальные критики отмечали творческий рост певца в начале 1970-х годов, расширение его репертуара.

Администратор певца Павел Шахнарович:

«Приведу для сравнения такие цифры: в Запорожье у Магомаева — 8 концертов на круг, 89 процентов заполняемости зала. Мы даём за 10 дней 14 концертов, аншлаг, плюс ещё процентов 20 продаём входных. Официальная концертная ставка у него была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось около 40 рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатывал в 10 раз больше секретаря обкома партии. Причём часть концертов оформлялась официально, а часть — из „фондов“ местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому вместо заслуженного артиста России ему дали заслуженного артиста Марийской АССР».

Дальнейшая творческая судьба певца сложилась неблагополучно. Стремление обогатиться в то время не приветствовалось, более того пошли слухи что певец очень недоволен своими доходами и собирается покинуть страну. Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также оказалась неудачной. К 1987 году Ободзинский полностью покинул сцену. Он развелся с женой и жил в гражданском браке с одной из поклонниц. Работал сторожем на галстучной фабрике, профессиональным пением не занимался. Страдал алкоголизмом.

В начале 90-х годов стараниями своей гражданской жены Анны Есениной Ободзинский решает возобновить творческую деятельность и записывает альбом песен Александра Вертинского. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое выступление после многолетнего перерыва.

Ободзинский скончался 26 апреля 1997 года. Был похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).

Анна Есенина: «На гражданской панихиде в ЦДРИ не было конца речам о том, как все дружили с Валерой и как его любили. А там стояла на специальной подставке его фотография в рамке со стеклом. И вдруг она упала на пол, и стекло со страшным грохотом разлетелось вдребезги. После этого все сразу заткнулись. Таким образом Валера прекратил этот апофеоз уже оттуда, с небес».

Популярные песни в исполнении В. Ободзинского

  • «Girl» («Девушка») (Дж. Леннон — русский текст О. Гаджикасимова)
  • «Анжела» (Паоли — русский текст Л. Дербенёва)
  • «Аравийская песня» (сл. и муз. А. Вертинского)
  • «Вечная весна» (Д. Тухманов — И. Шаферан)
  • «Вечный вальс» (Н. Богословский — И. Кохановский)
  • «Восточная песня» (Д. Тухманов — О. Гаджикасимов)
  • «Всё сбудется» (Рид — русский текст О. Гаджикасимова)
  • «Встреча» (А. Тартаковский — П. Леонидов)
  • «Где же ты» (Б. Уорд — русский текст О. Гаджикасимова)
  • «Дни бегут» (сл. и муз. А. Вертинского)
  • «Дождь и я» (Р.Майоров — О.Гаджикасимов)
  • «Дом за углом» (Э. Сломинский — О. Гаджикасимов)
  • «Дорога» (Р. Майоров — В. Харитонов)
  • «Дремлет море в ночи» (Мальяччи — русский текст Л. Дербенёва)
  • «Заблудились, видно, соловьи» (В. Орловецкий — Г. Меер)
  • «Засыпят листья» (В. Добрынин — В. Дюнин)
  • «Играет орган» (Д. Тухманов — М. Пляцковский)
  • «Карнавал» (К. Свобода — русский текст О. Гаджикасимова)
  • «Колдовство» (А. Флярковский — Л. Дербенёв)
  • «Листопад» (Д. Тухманов — В. Харитонов)
  • «Лишь вчера» (Я. Френкель — И. Шаферан)
  • «Луна на солнечном берегу» (Б. Карадимчев — Д. Стойчев)
  • «Любимая, спи» (Д. Тухманов — Е. Евтушенко)
  • «Любовь возвратится к тебе» (А. Нестеров — П. Леонидов)
  • «Марш десантников» (А. Зацепин — Л. Дербенёв) — с ВИА «Ариэль»
  • «Мелодия» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
  • «Мечта» (Э. Артемьев — Н. Кончаловская)
  • «Мечтается людям» (сл. и муз. А. Богословского)
  • «Мираж» (А. Зацепин — Л. Дербенёв)
  • «Настоящая любовь» (Кроуэлл — русский текст О. Гаджикасимова)
  • «Наше танго» (Я. Дубравин — В. Гин)
  • «Небо моё» (А. Зацепин — Л. Дербенёв) — с Вокальным квартетом «Улыбка»
  • «Невозможно» (Б. Рычков — В. Харитонов)
  • «Неотправленное письмо» (С. Мелик — О. Гаджикасимов)
  • «О, жизнь моя, постой, не уходи» (сл. и муз. А. Вертинского) — старинный русский романс
  • «Одно и то же» (А. Днепров — В. Харитонов)
  • «Олеандр» (С. Влавианос — русский текст О. Гаджикасимова)
  • «Первое апреля» (В. Мигуля — И. Шаферан)
  • Песня из к/ф «Золото Маккены» (К. Джонс — русский текст Л. Дербенёва)
  • «Песня о первом прыжке» (А. Зацепин — Л. Дербенёв) — в сопровождении ВИА «Ариэль»
  • «Подожди» (С. Мелик — О. Гаджикасимов)
  • «Пойми меня» (Н. Богословский — И. Кохановский)
  • «Последнее письмо» (сл. и муз. А. Вертинского)
  • «Русское поле» (Я. Френкель — И. Гофф)
  • «Сколько девчонок на свете» (А. Зацепин — Л. Дербенёв) — с Вокальным квартетом «Улыбка»
  • «Снился мне сад» (сл. и муз. А. Вертинского)
  • «Солнце не спит» (Э. Шварц — О. Гаджикасимов)
  • «Спасибо тебе, море» (С. Терентьев — О. Гаджикасимов)
  • «Так и будет» (Б. Ренский — П. Леонидов)
  • «Только „Да“» (Б. Ренский — П. Леонидов)
  • «То, что я должен сказать» (сл. и муз. А. Вертинского)
  • «Ты меня забыла» (В. Дмитриев — М. Рябинин)
  • «Ты мне встретишься» (П. Изотов — О. Гаджикасимов)
  • «Ты успокой меня» (сл. и муз. А. Вертинского)
  • «Фиалки» (П. Бюль-Бюль оглы — О. Гаджикасимов)
  • «Что нам остаётся от любви» (Д. Тухманов — Д. Иванов)
  • «Что-то случилось» (Т. Поппа — русский текст Д. Иванова)
  • «Эти глаза напротив» (Д. Тухманов — Т. Сашко)
  • «Я возвращаюсь домой» (А. И. Островский) — Вокализ
  • «Я люблю тебя всегда» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
  • «Я ревную тебя» (Н. Богословский — А. Поперечный)
Владелец страницы: нет
Поделиться