Троцендорф Валентин
Троцендорф Валентин
14.02.1490 — 25.04.1556

Троцендорф Валентин — Биография

Валентин Троцендорф (нем. Valentin Trozendorf, также Trotzendorf; наст. фамилия Фридланд, нем. Friedland; 14 февраля 1490, Тройчендорф под Гёрлицем, Лужица — 25 апреля 1556, Лигниц, Силезия) — немецкий педагог времен Реформации, ученик и последователь Лютера и Меланхтона, ректор латинской школы в Гольдберге, ставшей первой в Силезии гимназией Нового времени, одним из первых ввел в школьную практику ученическое самоуправление.

Происходя из небогатой семьи, Валентин Фридланд лишь в возрасте 16 лет смог пойти в школу. В 1506 году он поступает в городскую школу в Гёрлице и учится там в течение года. После перерыва, вероятно вызванного необходимостью помогать отцу по хозяйству, он продолжает учебу в той же школе с 1509-го по 1514 год.

В Лейпцигском университете, куда Валентин поступает весной 1514 года, он, благодаря английскому филологу Ричарду Круку и Петру Мозеллану, занявшему кафедру Крука после отъезда последнего в Кембридж, знакомится с идеями гуманизма. Уже в сентябре 1515 года Фридланд получает степень бакалавра.

В это время от чумы погибает вся его семья, за исключением младшего брата. В конце 1515-го или начале 1516 года Валентин вынужден вернуться в Гёрлиц и занять должность младшего учителя в родной школе. В 1517-м или 1518 году он становится учителем в школе города Швейдниц в Нижней Силезии.

В 1518 году Фридланд принимает сан священника и с 1519-го по 1524 год состоит членом капитула кафедрального собора в Бреславле. Однако уже в мае 1519 года он берет отпуск и поступает студентом в Виттенбергский университет под именем «Валентина Дроссендорфа из Мейсенского диоцеза». По мнению Бауха, будучи католическим священником, Фридланд предпочел скрыть свое настоящее имя при поступлении в лютеранский университет. Поэтому он берет себе псевдоним по названию родной деревни. Под этим именем или его вариантами (Trozendorf, Trotzendorf, Trocedorfius) он и становится известен впоследствии.

В июле того же года Троцендорф присутствует на Лейпцигском диспуте. Выступление Лютера производит на него сильное впечатление, и колебавшийся до тех пор Троцендорф окончательно становится сторонником Реформации. Вскоре он тесно сближается с Меланхтоном. Отсутствие средств вынуждает Троцендорфа параллельно с учебой в университете давать частные уроки латыни. Одновременно он сам берет уроки древнееврейского.

В 1525 году, откликнувшись на просьбу старого друга, Троцендорф занимает место сперва учителя, а вскоре ректора, латинской школы в Гольдберге, в нижнесилезском герцогстве Лигниц. Силезия в это время становится ареной ожесточенного религиозного противостояния, связанного с именем Каспара Швенкфельда. Убежденный лютеранин, Троцендорф с головой окунается в богословские дискуссии, что оставляет ему мало времени для исполнения его обязанностей в школе.

Следующей его должностью в 1527 году становится место доцента в только что основанном герцогом Лигница Фридрихом II Лигницком университете. Это время также проходит для Троцендорфа под знаком богословских споров, на сей раз с ученым последователем Швенкфельда Валентином Краутвальдом. Краутвальд преподает в Лигнице теологию и пользуется — как и прочие швенкфельдиане — поддержкой герцога. Репутация гнезда швенкфельдиан, внутренние раздоры и невозможность добиться университетской привилегии от императора-католика Карла V вскоре кладут конец попытке создания первого в мире протестантского университета. Основанному несколько позже лютеранскому Марбургскому университету повезло значительно больше — он существует и поныне.

В начале 1530 года Троцендорф вместе с последними лигницкими студентами возвращается в Виттенберг, где остается до тех пор, пока в 1531 году его по просьбе городского магистрата Гольдберга не призывают вновь возглавить тамошнюю школу. За время его отсутствия школа пришла в совершенный упадок и Троцендорф энергично берется за ее возрождение в качестве латинской школы нового образца — гимназии — на принципах, разработанных Меланхтоном и положенных в основу открывшихся недавно перед тем протестантских школ в Нюрнберге и Марбурге.

В это время, в силу изменившейся политической обстановки, лигницкий герцог дистанцируется от швенкфельдиан и объявляет себя сторонником Лютера. Репутация Троцендорфа как последовательного лютеранина способствует тому, что герцог теперь связывает свои ожидания и амбиции в области образования с развитием Гольдбергской школы. Сам Троцендорф также отдаляется от религиозной полемики и целиком посвящает себя преподавательской деятельности. Если поначалу штат школы, помимо самого Троцендорфа, насчитывает лишь одного младшего учителя, то спустя 15 лет, благодаря неустанным усилиям ректора, школа дает своим питомцам знания в объеме университетского факультета искусств. В 1546 году школа получает от Фридриха статус герцогской (лат. schola ducalis). Герцог утверждает составленные Троцендорфом устав школы и план занятий, которые впоследствии послужили образцом для многих школ XVI столетия.

В 1553 году эпидемия чумы изгоняет Троцендорфа с немногими оставшимися учениками в Лёвенберг. В следующем году пожар уничтожает Гольдбергскую школу и все имущество Троцендорфа. Троцендорф с немногочисленными теперь учениками переселяется в Лигниц и начинает сбор средств на возрождение школы в Гольдберге. Прежде чем его усилия увенчиваются успехом, в 1556 году он умирает в Лигнице в возрасте 66 лет от апоплексического удара.

Успех Гольдбергской школы был тесно связан с личностью и деятельностью ее руководителя — вскоре после смерти Троцендорфа школа вновь пришла в упадок, чему также способствовали неблагоприятные политические и экономические обстоятельства. Если Фридрих II видел в Гольдбергской школе зачаток новой попытки создания университета, то после смерти герцога в 1547 году этим планам уже не суждено было сбыться из-за незаинтересованности его наследников.

Владелец страницы: нет
Поделиться