Воинов Всеволод Владимирович
Воинов Всеволод Владимирович

Воинов Всеволод Владимирович — Биография

Все́волод Влади́мирович Во́инов (1880—1945) — русский советский живописец, график, театральный художник и искусствовед.

В 1904 г. окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

В начале 1900-х гг. учился в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1910-х брал уроки живописи у В. И. Денисова. Занимался станковой и прикладной графикой, книжной иллюстрацией, экслибрисом. Обращался к техникам линогравюры, ксилографии, офорта, литографии.

С 1906 года работал как театральный декоратор. Сотрудничал в театрах Музыкальной драмы и В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.

Член объединений «Художественно-артистическая ассоциация» (1912), «Община художников» (1912–1929), «Мир искусства» (1922, 1924), «Шестнадцать» (1922–1927). Член Всероссийского общества поощрения художеств (1928–1929), где возглавлял секцию гравёров.

С 1932 года член Ленинградского Союза художников.

В 1910—1922 годах являлся сотрудником отдела гравюр и рисунков Императорского Эрмитажа, управляющего его делами в 1917-1921 гг., в 1922—1932 годах — хранитель, затем заведующий отделом рисунка и гравюры Русского музея. Именно в Эрмитаже и Русском музее произошло знакомство Воинова с художниками объединения «Мир искусства», когда после революции они для заработка были вынуждены искать для себя место службы — Александр Бенуа, Д. Митрохин, С. Яремич и другие.

Экспонировал свои работы на Первой государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке оригинальных рисунков петроградских книжных знаков (1923) в Петрограде, выставках «Гравюра СССР за 10 лет», «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции» (обе 1927) в Москве, «Графическое искусство в СССР. 1917–1927», «Русская ксилография за 10 лет» (обе 1927), «Художественный экслибрис» (1928) в Ленинграде, «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1934), выставках русского искусства в Нью-Йорке, Сент-Луисе, Мемфисе, Нью-Орлеане, Лос-Анджелесе, Портленде (1924–1925, передвижная экспозиция), Риге, Винтертуре (1929), Второй Международной выставке графического искусства во Флоренции (1927), XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928), Художественно-кустарной выставке СССР в Нью-Йорке (1929) и других.

Преподавал на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа — Вхутеина (1922–1924), в Ленинградском хореографическом училище (1924–1926), Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1932–1934), Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств (1933–1937), Лентехфильме (1937–1939).

Воинову принадлежит ряд монографий и статей в петроградских иллюстрированных журналах, посвящённых мастерам современного русского искусства (совместная с В. Дмитриевым монография о Борисе Григорьеве; совместная с М. Кузминым монография о Д. Митрохине). Воинов особенно сблизился с Борисом Кустодиевым: немало страниц дневника Всеволода Владимировича посвящены описанию встреч и бесед с ним; в 1925 г. была опубликована первая монография о Кустодиеве тиражом 2000 экземпляров. После смерти Кустодиева Воинов спроектировал деревянный резной крест, установленный на могиле покойного.

В 1930-е гг. в значительной степени сократил свои выступления в печати как искусствовед, сосредоточившись на своём графическом творчестве. Участвовал ополченцем в Великой Отечественной войне, некоторое время работал в штабе.

В 1942 г. уехал вместе с семьёй в эвакуацию в Алма-Ату, где работал театральным художником. Стал художником по костюмам на съёмках кинофильма «Иван Грозный» (1 серия), режиссёра Сергея Эйзенштейна, но в титрах фильма его имя не указано.

Не без затруднений вернулся в 1944 г. из эвакуации в Ленинград.

Умер 12 ноября 1945 года от инфаркта Ленинграде. Похоронен на Волковском Кладбище.

Отдел рукописей Государственного Русского Музея сохраняет обширный документальный архив Воинова, который активно востребован исследователями русского искусства периода второй половины 19 — первой половины 20 века. Здесь же находится обширный дневник Воинова не без значения названный им «Материалами для художественных монографий», опубликованный лишь в небольших выдержках.

Владелец страницы: нет
Поделиться