Шатин Анатолий Васильевич
Шатин Анатолий Васильевич

Шатин Анатолий Васильевич — Биография

Анато́лий Васи́льевич Ша́тин (12.07. [29.06 по старому стилю] 1904, Москва — 09.01.1972, там же) — русский советский артист балета, балетмейстер и балетный педагог. Основоположник тувинской и корейской национальной хореографии.

Окончил Московский хореографический техникум. В 1923—1925 гг. танцевал в московской труппе «Молодой балет», созданной Александром Горским. Вынужден был оставить сцену из-за травмы ноги и стал балетмейстером. В Московском театре балета для детей поставил балеты «Золушка», «Красная шапочка», «Мойдодыр», «Макс и Мориц», «Похождения Мурзилки».

В 1933 году был одним из организаторов балетной школы и театра балета «Остров танца» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького (руководил отделением классического танца, а в 1937—1941 гг. возглавлял всю балетную школу и театр балета «Остров танца»). Зрительный зал находился на берегу озера, а сцена на острове; актёры подплывали к сцене на лодках. Занавес создавался бьющими из озера струями воды, подсвеченными разноцветными прожекторами. В этом своеобразном театре Шатин ставил как классические балеты — «Волшебную флейту» Р. Дриго (1934, совместно с Яворским), «Жизель» (1939), так и «Танцы народов советской страны» (1937) и специально написанный для «Острова танца» балет Бориса Асафьева «Красавица Радда» (1938).

В 1941 г. вместе с частью труппы «Острова танца» Шатин был направлен в Казань для подготовки предстоящей в Москве декады татарского искусства. С началом Великой Отечественной войны занимался формированием фронтовых концертных бригад. В 1943 г. был отозван и командирован в Кызыл для основания балетного училища и тувинского национального балета.

В старой, дореволюционной Туве были очень широко распространены песенные мелодии, но не было танца. Существенный сдвиг в культурной жизни Тувы произошел в первой половине 1940-х годов с приездом в Туву по приглашению правительства Тувинской народной республики ряда специалистов из СССР. Это были Л. И. Израйлевич — композитор и дирижер духового оркестра, Р. Г. Миронович — флейтист и преподаватель музыкально-теоретических дисициплин, С.И. Булатов — дирижер хора, А. Н. Аксёнов — композитор и преподаватель музыкально-теоретических дисициплин, пианистка Ю. Р. Рейшис, А. В. Шатин — балетмейстер.

1943 год считается началом профессионального развития тувинского танца. Александр Васильевич Шатин вошел в историю как основоположник тувинской национальной хореографии. Задача перед молодым, но уже известным в СССР хореографом и балетмейстером стояла сложная: не просто организовать в тувинском театре профессиональную балетную труппу, а с нуля создать тувинскую хореографию — до этого хореографии в Туве не было. А. В. Шатин объездил практически всю Туву на лошадях, оленях, верблюдах. Он искал талантливую молодежь. Желающих учиться танцу нашлось немало. Как выявить хореографические данные фигур и музыкальность? Это оказалось сложной задачей. Девочки отказывались показать себя в особой для танца одежде, так как такие костюмы для них считались предосудительными. Надо было преодолевать вековые предрассудки человеческой психологии, обычаев и традиций. Но здесь союзником организатора балетной труппы было ярко выраженное стремление молодежи к творчеству, к искусству. Шатина интересовало все — танец орла, который исполняли борцы перед состязаниями; шаманское камлание; движения тувинских женщин в их хлопотах по хозяйству. Именно так в многочисленных наблюдениях, беседах и встречах рождались движения танцев «Юность», «Декей-оо».

А. В. Шатин блестяще справился с поставленной задачей: за два с половиной года, которые он провел в республике, создал и поставил несколько танцев, которые стали началом тувинской хореографии. Побывав весной 1943 года в Эрзинском и Тес-Хемском районах, изучив там танцы тувинских девушек, он приступил к созданию на их основе собственных композиций, первой из которых стал «Танец с флейтой» (лимби), исполненный Галиной Севильбаа (Бады-Сагаан), а второй — знаменитая «Звенящая нежность», поставленная в 1943 году Шатиным на музыку Алексея Аксёнова, в котором солировала Наталья Ажикмаа. Когда в октябре 1944 года Тува вошла в состав СССР, приглашённые специалисты были отозваны в Москву, в 1949 году балетной труппы в театре не стало.

Анатолий Шатин писал в своих воспоминаниях: «Когда я работал над этим танцем, постоянно обогащался народными тувинскими традициями и обычаями. Колокольчики звенят в руках девочек — это я ходил к ламам и увидел у них звонкий шан и попросил кузнеца сделать такие же, только маленькие, для пальцев. Эти тарелочки поют разными нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Отсюда родилась у меня мысль о семи девочках: они должны играть по нотам, а солистка Наталья Ажикмаа, прекрасно исполняющая свою партию, выразительно и артистично ведёт роль. Каждое движение рук девочек взято из жизни: когда их руки закрывают лицо — значит, девушка стесняется».

В 1945 г. с целью основания балетного училища и национального балета Александр Васильевич Шатин был командирован в Пхеньян, где создал первые корейские хореографические курсы и поставил первый корейский современный балет «На вечно своей земле» (1949).

После 1950 г. Александр Васильевич Шатин работал в балетных труппах Минска и Каунаса, затем преподавал на балетмейстерском отделении ГИТИСа (с 1962 года — профессор). Среди его учеников — ряд известных балетмейстеров России, в том числе первый балетмейстер Северной Осетии Хаджисмел Варзиев.